Хедаят

I

Хедая́т

Резакулихан (псевдоним — Чакар) (8.6.1800, Тегеран, — 30.6.1871, там же), иранский поэт, филолог, историк и государственный деятель. В 1829 получил от Иранского шаха титул «царя поэтов». С 1838 служил при дворе, стал помощником министра образования и в 1851 — директором первого в Иране общеобразовательного учебного заведения Дар ольфонун. В 1867 ему было поручено воспитание наследного принца, но слабое здоровье вынудило Х. вскоре подать в отставку. Поэтическое наследие Х., не выходящее за рамки классической литературной традиции, состоит из Дивана (около 50 тыс. Бейтов), романтической поэмы «Цветник райского сада», 6 Месневи. Х. — автор исторических трудов «Краткая история» и десятитомника «Чистый сад Насери» (изд. 1854—56), задуманного как продолжение «Истории» Мирхонда (15 в.) и «Истории» Хондемира (16 в.). Составил поэтические антологии «Собрание красноречивых» (т. 1—2, изд. 1878), снабженные сведениями об авторах, и «Луга познавших» (изд. 1888), куда вошли стихи суфийских поэтов (см. Суфийская литература). Автор толкового словаря персидского языка. «Украшающий собрания словарь» (изд. 1871).

Лит.: Комиссаров Д. С., Очерки современной персидской прозы, М., 1960; Кор-Оглы Х., Современная персидская литература, М., 1965; История персидской и таджикской литературы. Под ред. Яна Рипка, М., 1970.

Д. С. Комиссаров.

II

Хедая́т

Садег (17.2.1903, Тегеран, — 9.4.1951, Париж), иранский писатель, филолог и общественный деятель. Учился в Бельгии и Франции (1926—30). Хорошо знал народное творчество и классическую персидскую литературу.

Рассказы Х., опубликованные в разное время в Бельгии, Франции и Иране, составили сборник «Заживо погребённый» (1930). Затем изданы пьесы и сборники рассказов «Три капли крови» (1932), «Светотень» (1933), две большие новеллы «Алявийе-ханум» (1933) и «Слепая сова» (1937); в соавторстве с Масуд Фарзадом создан сборник памфлетов и сатирических рассказов «Достопочтенная книга господина Вак-Вака» (1934). Писатель отдал известную дань модернистским течениям (новеллы «Смерть», «Заживо погребённый», «Манекен в витрине» и др.). Но и в эти годы в его творчестве звучит протест против тяжёлых условий жизни и социальной несправедливости. В новеллах 30-х гг. («Стервятники», «Даш Аколь», «Исповедь» и др.) возникает реалистическая тенденция, которая в более поздний период творчества Х. становится преобладающей. В сборнике рассказов «Бродячий пёс» (1943) и «Распутство» (1944) Х. подвергает критике некоторые стороны Иран. действительности, выступает против фашизма и колониализма, сатирически обличает «рыцарей капитализма» (повесть «Хаджи-ага», 1945, и др.), сочувствует своим героям — людям труда.

Х. перевёл на современный персидский язык, снабдив комментарием и предисловиями, ряд среднеперсидских памятников: «Книга подвигов Ардашира Папакана», «Разъяснения, устраняющие сомнения». Знаток персидского фольклора и этнографии, Х. издал сборники народных детских песен, игр, загадок — «Сказки», народных песен — «Народные таране», народных персидских поверий, обычаев и обрядов — «Страна чудес». Выступал с литературно-критическими и этнографическими статьями. В 1950 Х. выехал в Париж. В порыве отчаяния уничтожил несколько рукописей своих произведений и покончил жизнь самоубийством. Сочинения Х. переведены на многие языки мира; его творчество оказало значительное влияние на развитие современной персидской литературы.

Соч. в рус. пер.: Избранное, М., 1957; Бродяга Аколь. Избр. произв., [М., I960]; Избр. произв., М., 1969.

Лит.: Кешелава Т., Художественная проза Садека Хедаята, Тб., 1958; Комиссаров Д. С., Садег Хедаят. Жизнь и творчество, М., 1967; его же, С. Хедаят, «Народы Азии и Африки», 1973, № 3.

Д. С. Комиссаров.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me