Фидлер

I

Фи́длер (Fiedler)

Конрад (23.9.1841, Эдеран, Саксония, – 3.6.1895, Мюнхен), немецкий философ-эстетик, близкий к неокантианству (См. Неокантианство). Основоположник «теории видения», послужившей философской основой «науки об искусстве» Г. Вельфлина. Друг и вдохновитель Х. фон Маре и А. Хильдебранда. Считал художественное творчество процессом развития т. н. «абсолютного зрения», преодолевающего хаос эмпирических впечатлений и ведущего к познанию «чистой формы» предметного мира.

Лит.: Faensen Н., Die bildnerische Form. Die Klinstauffassungen Konrad Fiedlers, Adolf von Hildebrands und Hans von Marées, B., 1965.

II

Фи́длер (Fiedler)

Францишек (настоящие имя и фамилия – Эфроим Трускер; партийный псевдоним – Верент, Джек, Келлер и др.) (12.9.1880, Варшава, – 27.11.1956, там же), деятель польского рабочего движения, историк, экономист, публицист. Обучался в Берлинском и Цюрихском университетах. С 1905 член Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (См. Социал-демократия Королевства Польского и Литвы) (СДКПиЛ), в 1916–18 член Главного управления СДКПиЛ. Участник Революции 1905–07 в Королевстве Польском, организатор (1906) революционных профсоюзов. В 1908–18 редактор ряда изданий СДКПиЛ. С 1918 член компартии Польши, в 1918–30 член ЦК компартии, руководил издательской деятельностью партии. В 1938–45 во Франции; в 1944–45 в Париже участвовал в работе левых польск. организаций. С 1945 член Польской рабочей партии (См. Польская рабочая партия) (ППР), член ЦК ППР. С 1948 член Польской объединённой рабочей партии (См. Польская объединенная рабочая партия) (ПОРП), член ЦК ПОРП. В 1947–52 главный редактор органа ЦК ПОРП журнала «Нове дроги» («Nowe Drogi»). В 1949–53 председатель Комиссии ЦК ПОРП по науке; с 1952 член Президиума Польской АН.

Соч.: W sprawie chłopskiej, [Warsz.], 1932; Luksemburgizm a kwestia chłopska, [Warsz.], 1932; Historyczne znaczenie konstytucji 3 Maja, wyd. 2, [Lódź], 1946.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ФИДЛЕР — ФИДЛЕР (Fidler) Конрад (1841-95) — немецкий эстетик. Теоретик неоидеализма, рассматривал художественную форму как "идеальную действительность". Большой энциклопедический словарь