Фауст

Фа́уст

(Faust)

герой немецкой легенды, возникшей в период Реформации; учёный, заключивший союз с дьяволом (см. Мефистофель) ради знаний, богатства и мирских наслаждений. В легенде о Ф. – исторической личности, о которой сохранились свидетельства современников, – отложились старинные предания о магах, народные анекдоты о бродячих школярах и шарлатанах, фантастические мотивы христианских житий и средневековой демонологической литературы. После «Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» (1587, издана И. Шписом) Ф. становится героем нем. «народных книг», пьесы К. Марло, кукольных драм и пантомим. Во 2-й половине 18 в. интерес к легенде возрождают передовые деятели нем. литературы; Г. Э. Лессинг дал сюжету просветительское осмысление: Ф. должен спастись, ибо стремление к истине не может стать достоянием сатаны. Ф. – излюбленный герой поэтов «Бури и натиска» (См. Буря и натиск) (Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер). В «Фаусте» И. В. Гёте (1-я ч. – 1808, 2-я ч. – 1832) решение проблемы постижения жизни подсказано верой в силу человеческого разума, в то, что человек способен переделать действительность. В начале 19 в. сюжет легенды используют поэты-романтики (А. Шамиссо, Н. Ленау и др.), которые широко вводят в свои произведения байронические мотивы, подчёркивая в образе Ф. черты неудовлетворённого скитальца, «мирового скорбника». Самое значительное произведение новейшего времени на тему о Ф. – роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947), где трагическая судьба Ф. сопоставляется с судьбой героя и – шире – всей Германии.

Образ Ф. привлек внимание многих рус. писателей – А. С. Пушкина, В. Ф. Одоевского, И. С. Тургенева. В период кризиса буржуазной культуры наметилась иррационалистическая интерпретация легенды о Ф. (К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.). Прогрессивную тенденцию в творческом освоении легенды продолжили А. В. Луначарский, М. Горький. Образ Ф., как истинно мифологический, вышел за пределы литературы. На сюжет Ф. написаны оперы Ш. Гуно, И. Вальтера, Ф. Бузони, симфонические произведения Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Малера. Образ Ф. получил также разработку в творчестве художников, иллюстрировавших легенду и её литературной интерпретации (М. Бекман, М. А. Врубель, Э. Делакруа и др.).

Лит.: Легенда о докторе Фаусте. Изд. подгот. В. М. Жирмунский, М. – Л., 1958; Голик И,, Бессмертие народной легенды, «Вопросы литературы», 1962, № 11; Henning Н., Faust-Bibliographie, Bd I – 2, В. – Weimar, 1966–70; Schröder R., Gorkis Erneuerung der Fausttradition, B., 1971.

Л. Е. Генин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фауст — ФАУСТ Иоганн — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография к-рого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы. Литературная энциклопедия
  2. Фауст — орф. Фауст, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. Фауст — А, муж. Заимств. Отч.: Фаустович, Фаустовна. Производные: Фася; Устя. Происхождение: (Лат. faustus — счастливый.) Именины: 19 февр., 4 мая, 6 июня, 25 июля, 29 июля, 15 авг., 16 авг., 19 сент., 17 окт. Словарь личных имен
  4. ФАУСТ — ФАУСТ (нем. Faust) 1. герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», напечатанной во Франкфурте-на-Майне Иоганном Шписом (1587). Энциклопедия литературных героев
  5. ФАУСТ — ФАУСТ (Faust) — герой немецких народных легенд и произведений мировой литературы и искусства, символ человеческого стремления к познанию мира. Прототип — доктор Иоганнес Фауст (1480?-1540?) — бродячий астролог. Большой энциклопедический словарь