Тулуз-Лотрек

Тулу́з-Лотрек

(Toulouse-Lautrec)

(собственно Тулуз-Лотрек-Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби, — 9.9.1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 жил в основном в Париже, где учился у Л. Бонна (1883) и у Ф. Кормона (с 1884). Испытал влияние Импрессионизма (особенно воздействие Э. Дега), а также увлечение японской графикой. Первые же значительные работы отмечены стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э. Берпара, 1885, галерея Тейт, Лондон). Со 2-й половины 1880-х гг. определяется основная тема Т.-Л. — развлечения и быт богемы, парижского «полусвета»; чуждый своей среде, он ищет забвения в освобожденной от буржуазных условностей «естественности», в призрачном веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих заведениях Монмартра. Мир парижского «дна» изображается в композициях и портретах Т.-Л. без морализирования, с присущими художнику нервно-обострённой зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой реакцией на социальную и нравственную исковерканность окружающей жизни. Своеобразие манеры Т.-Л. с конца 1880-х гг. — в экспрессивном, то резком, доходящем до гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции, ритмам которой подчинены чёткие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых пятен. Показывая своих героев, опустившихся и падших, их кумиров — певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображен и сам автор), Т.-Л. не только фиксирует нравы, с импровизационной лёгкостью передаёт динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого искусственного освещения, но с психологической проницательностью вникает в эти разбитые судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи «конца века» («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», 1889, «В Мулен-Руж», 1892, оба произведения — в институте искусств, Чикаго; «Танец в Мулен-Руж», 1890, частное собрание, Филадельфия; «Со своей милой», акварель, гуашь, 1891, Музей изящных искусств, Бостон; «Певица Иветт Гильбер», 1894, Музей изобразительного искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «В салоне на улице Де-Мулен», 1894—95, портрет Г. Тапье де Селейрана, 1894, «Модистка», 1900, все три произведения — в Музее Т.-Л., Альби). Стилистические искания Т.-Л. — одного из крупнейших мастеров Постимпрессионизма, в 1890-е гг. сближаются с «Модерном», что ярко проявляется в его графике, особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью, причудливо-извилистым рисунком, чётким контуром, обводящим интенсивные цветовые зоны («Мулен-Руж. Ла Гулю», 1891; «Диван жапоне», 1892). Выразительной живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисленные рисунки и серии литографий Т.-Л.

Лит.: Перрюшо А., Тулуз-Лотрек, пер. с франц. [Послесл. О. В. Мамонтовой], М., 1969; Воркунова Н., Тулуз-Лотрек, М., 1972; Joyant М., Toulouse-Lautrec, P., 1927.

В. А. Марков.

Тулуз-Лотрек

А. Тулуз-Лотрек. «Астрид Брюан в своем кабаре». Афиша. Литография. 1892.

Тулуз-Лотрек. Рис. 2

А. де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893.

Тулуз-Лотрек. Рис. 3

А. де Тулуз-Лотрек. «Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж с сестрой и подругой». 1892. Собрание Д. Леви. Нью-Йорк.

Тулуз-Лотрек. Рис. 4

А. де Тулуз-Лотрек. «Цирк Фернандо». 1888. Институт искусств. Чикаго.

Тулуз-Лотрек. Рис. 5

Тулуз-Лотрек А. «Диван жапоне». Афиша. 1892.

Тулуз-Лотрек. Рис. 6

Тулуз-Лотрек А. «П. Леклерк». 1897. Лувр. Париж.

Тулуз-Лотрек. Рис. 7

Тулуз-Лотрек А. «Туалет». 1896. Лувр. Париж.

Тулуз-Лотрек. Рис. 8

Тулуз-Лотрек А. «Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте "Хильпетрик" (театр "Варьете")». 1895. Собрание Дж. Хей Уитни. Нью-Йорк.

Тулуз-Лотрек. Рис. 9

Тулуз-Лотрек А. «Танцующая Джейн Авриль». 1893. Собрание Ниаркос. Париж.

Тулуз-Лотрек. Рис. 10

Тулуз-Лотрек А. «В Мулен-Руж». Институт искусств. Чикаго. 1892.

Тулуз-Лотрек. Рис. 11

Тулуз-Лотрек А. «Аристид Брюан в кафе "Амбассадер"». Афиша. 1892.

Тулуз-Лотрек. Рис. 12

Тулуз-Лотрек А. «Пересохшая глотка, или Любительница выпить». 1888. Музей Фогг. Кембридж. (Массачусетс).

Тулуз-Лотрек. Рис. 13

Тулуз-Лотрек А. «Артиллерист, седлающий коня». 1879. Музей Тулуз-Лотрека. Альби.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тулуз-Лотрек — Франц.-русский графский род, происходящий от владетельных графов Тулузских, угасшего в старшей линии в 1249 г. Родоначальником их был Балдуин Тулузский, младший сын гр. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК — ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (Toulouse-Lautrec) Анри де (1864-190.. 1) — французский график и живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого, энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы быта парижской богемы). Большой энциклопедический словарь
  3. Тулуз-Лотрек — Тулуз-Лотрек — французско-русский графский род, происходящий от владетельных графов Тулузских, угасшего в старшей линии в 1249 г. Родоначальником их был Балдуин Тулузский, младший сын гр. Большая биографическая энциклопедия