Тон

I

Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, — 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803—15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819—28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по архитектурной части (с 1854) петербургской АХ. Родоначальник официально внедрявшегося царским правительством эклектичного русско-византийского стиля (см. Псевдорусский стиль). Многие постройки Т. отличаются передовыми конструктивными решениями (использование крупных металлических конструкций и др.) и высоким качеством строительных работ. Произведения: Храм Христа Спасителя (1837—1883, не сохранился), Большой Кремлёвский дворец (1839—49; см. илл.) и Оружейная палата (1844—51) в Кремле, всё — в Москве; вокзалы — Николаевский (ныне Ленинградский; 1849) в Москве и Николаевский (ныне Московский; 1851) в Ленинграде (оба реконструированы в 1960—70-е гг. с сохранением первоначального фасада); альбом «Проекты церквей...» (1838).

Тон

Большой Кремлёвский дворец. Внешний вид.

II

(Tone)

Тиоболд Уолф (20.6.1763, Дублин, — 19.11.1798, там же), ирландский революционер и демократ. Один из основателей революционно-патриотического общества «Объединённые ирландцы» (1791). Выступал за национальную независимость Ирландии, гражданское, политическое и религиозное равноправие, за установление республиканско-демократического строя. В 1795 (после фактического запрещения общества) эмигрировал в США, а затем во Францию. В период подготовки и во время ирландского восстания 1798 участвовал в попытках высадки французского десанта в Ирландии для помощи восставшим. После поражения восстания был взят в плен на борту французского военного корабля, доставлен в Дублин и приговорён к повешению. Накануне казни покончил с собой.

Соч.: The autobiography, v. 1—2, L., 1893.

III

[греческое tо́nos — повышение голоса, тон, ударение; буквально — (натянутая) верёвка, натяжение, напряжение], 1) звук, обладающий определённой высотой; музыкальный звук. Он может быть либо чистым синусоидальным колебанием данной частоты (чистый тон), либо содержать составляющие несколько частот (см. Звук музыкальный). 2) Интервал в октавы (большая секунда; также уменьшенная терция, дважды увеличенная прима); то же, что целый Т. 3) В системе так называемых церковных ладов (см. Средневековые лады) обозначение лада (например, 1 тон, VI тон, VIII тон). 4) Устаревшее наименование тональности (См. Тональность). 5) Звук определённой высоты как настройка в той или иной тональности («задать Т.»). 6) В различных связях с др. словами и терминами — звук: Вводный тон (лада), терцовый Т. (аккорда), Т. натурального звукоряда (См. Натуральный звукоряд), Обертон и др. 7) Качество или характер звучания инструмента (как такового или в руках определённого исполнителя; например, «приятный Т.», «бархатный Т.»). 8) У мейстерзингеров мелодия, в особенности мелодия-модель, для распевания на различные тексты (например, мелодия Г. Сакса «Серебряный тон»).

Ю. Н. Холопов.

IV

цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами «красный, синий, сиреневый» и т.д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой Т. (например, «изумрудная зелень», «лимонная», «жёлтая» и т.д.). В живописи Т. называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчётом на объединение цветов общим Т. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях Т. в картине может быть серебристым, золотистым, тёплым или холодным и т.д. Термином «Т.» в живописи определяют также светлоту цвета.

V

в языке,

1) мелодическое варьирование высоты звука (звуковысотных характеристик) при произнесении слогов, фонологически значимое в языке. Т. реализуется в виде повышения или понижения голоса, которое может быть либо неизменным (равновысотным) на протяжении слога, либо изменяться от одного высотного уровня к другому. Число таких уровней (регистров) в разных языках различно, но в целом оно предположительно не превышает 4 (верхний, два средних и нижний). Т., не изменяющие регистра на протяжении слога, называются ровными; изменяющие регистр называются скользящими (контурными). Последние группируются по характеру направленности: однонаправленные (восходящие/нисходящие), двухнаправленные (восходяще-нисходящие/нисходяще-восходящие). Например, в китайском языке мā — «мать» (ровный Т.), на́нь — «юг» (восходящий Т.), ли — «стоять» (нисходящий Т.), сě — «писать» (нисходяще-восходящий Т.). В некоторых языках (например, во вьетнамском) для различения Т. важны и др. признаки: интенсивность, длительность, фарингализация, наличие гортанной смычки. Реализация Т. может зависеть и от качества согласных, входящих в слог (например, в тангутском языке глухие начальные согласные сочетаются с высоким регистром слогового Т., звонкие — с низким). Высотные (тональные) модификации голоса как элемент фразовой мелодики свойственны всем языкам, но не во всех имеются Т. (см. Тональные языки). В некоторых языках (например, в сербскохорватском) Т. различаются лишь в ударном слоге; в этом случае Т. обычно рассматриваются как разновидность словесного ударения (см. Музыкальное ударение). В языках, где Т. свойственны всем слогам, они называются также слоговым акцентом. Т. образуют особую систему суперсегментных единиц языка (См. Суперсегментные единицы языка) со своей парадигматикой (См. Парадигматика) и синтагматикой (См. Синтагматика). Т. являются средством выражения лексических и грамматических значений, например, в китайском языке шū — «терять», ши́ — «десять», шù — «дело», шé — «история»; в нуэр (нилотский язык) lèi — «животное», léi — «животные», В речевом потоке различия между Т. покоятся на линейном контрасте, а не на абсолютной физической высоте звука; один и тот же Т. в разных позициях может изменять свои абсолютные характеристики, но его опознаваемость сохранится благодаря контрасту с др. Т. и парадигматическому единству морфемы (См. Морфема). Количество Т. в языках мира колеблется от 2 до 10.

2) Акустическая характеристика звука, определяемая концентрацией энергии в области верхних или нижних частот. В фонетике (См. Фонетика) вместо термина «Т.» в этом значении употребляется термин «тональность». Различаются высоко тональные и низко тональные звуки; например, по средней частоте форманты (См. Форманта) F2 гласные в русском языке «у», «о», «а» относятся к низко тональным, «э», «и» — к высоко тональным. В фонологии (См. Фонология) эта характеристика используется как один из универсальных различительных признаков фонем (См. Фонема), входящий в систему признаков, сформулированных Р. О. Якобсоном и М. Халле.

Лит.: Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964; Pike К. L., Tone languages, 5 print., Ann Arbor, 1961; Wang S.-J., Phonological features of tone, «International journal of American linguistics», 1967, v. 33, №2, pt. 1; Welmers Wm. Е., African language structures, Berkeley—Los Ang. — L., 1973.

В. А. Виноградов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ТОН — Звук определ. высоты; в простейшем случае — чистый тон, т. е. синусоидальное колебание данной частоты. Т. может иметь тембральную окраску, т. е. содержать составляющие неск. частот. Высота Т. определяется осн. частотой звука (основной тон) и в небольшой степени зависит от его громкости. Физический энциклопедический словарь
  2. тон — -а, мн. тона и тоны, м. 1. муз., физ. Характеристика звука (высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний): музыкальный звук в противоположность шуму. Аккорд из четырех тонов. Низкий тон. Высокие тона. Малый академический словарь
  3. ТОН — (Топе), Тиоболд Уолф (20.VI.1763 — 19.XI.1798) — ирл. революционер и демократ. По профессии адвокат. В 1790 выступил в печати с критикой англ. администрации в Ирландии. Один из основателей революц.-патриотич. об-ва "Объединенные ирландцы" (1791). Советская историческая энциклопедия
  4. Тон — (нем. Ton — звук, от греч. tonos, букв. — напряжение, натяжение) — одно из основных, широко используемых в теории музыки понятий. 1) В муз. акустике — часть спектра звука, образованная периодич. колебат. движениями: частичный Т., аликвотный... Музыкальная энциклопедия
  5. тон — орф. тон, -а, мн. тона, -ов (цвет) и тоны, -ов и -ов (звук) Орфографический словарь Лопатина
  6. тон — Тон/, мн. тон/а́, тон/о́в(цвет) и то́н/ы, то́н/ов и тон/о́в (звук). Морфемно-орфографический словарь
  7. тон — (< др.-греч. τονος натягивание, напряжение, ударение) Оттенок речи, голоса. В зависимости от характера колебательных движений могут быть выделены музыкальные (их называют тонами) в отличие от немузыкальных (их называют шумами) звуков. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. тон — Задать тон 1) указать хору тональность перед пением (муз.): 2) перен. сыграть руководящую роль, повлиять на кого- что-н. (разг.). ► Павел Андреевич знал, что он дает тон всему городу в вопросах изящества и моды. Боборыкин. Попасть в тон кому — перен. Фразеологический словарь Волковой
  9. тон — I. ТОН I а, м. ton m. <�лат. tonus звук, тон <�гр. tonos напряжение, высота звука. 1. устар. Мелодия? В Московской книжной лавке .. продается печатанное при оной Академии собрание некоторых песен с нотными тонами под именем "Дело между безделием". Словарь галлицизмов русского языка
  10. Тон — (от греч. tonos — повышение, ударение) — одна из основных характеристик цвета (наряду со светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок, яркость, например красный Т., синий Т., зеленый Т. и т.д. (Подробно см. Цвет). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Энциклопедия моды и одежды
  11. тон — Повышение и понижение голоса (см. высота тона). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  12. Тон — Дизайн Цвет, полученный путем смешения основного цвета с белым цветом. Словарь компьютерных терминов
  13. тон — см. >> звук, шум см. также -> задавать тон, задать тону, подделываться под тон Словарь синонимов Абрамова
  14. Тон — Цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами "голубой, лиловый, коричневый" и т. Художественная энциклопедия
  15. тон — сущ., м., употр. часто (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  16. тон — Заимств. в Петровскую эпоху из франц. яз., где ton < лат. tonus, передающего греч. tonos «тон» < «натянутая» (струна), производного от teinō «натягиваю, усиливаю», ср. том. Этимологический словарь Шанского
  17. тон — 1. Характер звучания, эмоциональный оттенок голоса, речи. О тоне, выражающем чувства, настроение, черты, характера человека, его отношение к собеседнику. Словарь эпитетов русского языка
  18. Тон — Сердца (греч. tonos музыкальный тон, лат. tonus тон) — аускультативный феномен; короткий звук, выслушиваемый в области сердца и обусловленный его деятельностью. Тон I — см. Тон систолический. Тон II — см. Тон диастолический. Тон III — см. Медицинская энциклопедия
  19. тон — ТОН, а, мн. а, ов и ы, ов, м. 1. Звук определённой высоты; музыкальный звук в отличие от шума. Низкий т. Мягкий т. скрипки. Нежный т. Тоном ниже (также перен.: поспокойнее, не так горячо, не так громко; разг.). Попасть в т. (также перен. Толковый словарь Ожегова
  20. тон — ТОН -а; мн. тона и тоны; м. [от греч. tonos — поднятие, возвышение, повышение голоса] 1. Музыкальный звук определённой высоты в отличие от шума. Низкий, высокий т. Колокола разных тонов. Переливчатый т. скрипки. Аккорд из четырёх тонов. Толковый словарь Кузнецова
  21. тон — ТОН м. франц. муз. всякий звук, звон, гул, голос; а всякое изменение звука есть повышение или понижение тона. Попасть в тон, взять заданную ноту. || муз. качество звука или зык. Хороший и плохой тон скрипки. У этого рояля тон полный, густой и мягкий. Толковый словарь Даля
  22. тон — Тона, м. [греч. tonos]. 1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). 2. Звук, шум работающего сердца; характер этого звука, шума (мед.). Большой словарь иностранных слов
  23. ТОН — ТОН (Tone) Тиболд Уолф (1763-98) — один из организаторов общества "Объединенные ирландцы" (179.. 1). С 1795 в эмиграции. Накануне Ирландского восстания 1798 пытался высадить в Ирландии французский десант. Большой энциклопедический словарь
  24. тон — тон I м. 1. Музыкальный звук определённой высоты (в отличие от шума). || Качество звучания музыкального инструмента или голоса. 2. Принимаемое за единицу соотношение по высоте двух звуков темперированного звукоряда, равное двум полутонам. Толковый словарь Ефремовой
  25. тон — Род. п. -а, начиная с Петра I (см. Смирнов 291). Заимств. через нем. Тоn или франц. tоn из лат. tonus от греч. τόνος "натяжение" : τείνω "натягиваю". Этимологический словарь Макса Фасмера
  26. тон — ТОН, тона, мн. тоны-тона, тонов, ·муж. (·греч. tonos). 1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). Толковый словарь Ушакова
  27. тон — (тюрк.), меховая шуба у народов Южной Сибири Этнографический словарь