Теодицея

Теоди́цея

(франц. théodicée, от греч. theós — бог и díke — справедливость)

«оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Термин введён Г. В. Лейбницем в трактате «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла» (1710).

Исторические формы Т. целесообразно рассматривать в порядке поступательного расширения «божественной ответственности» за мировое бытие. Так, в Политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Однако и от таких божеств можно требовать того, что требуется от любого старейшины и судьи, то есть справедливого распределения наград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики божеств. «управления» миром есть вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим дурно. Наиболее примитивная форма Т.: в конце концов хорошему будет хорошо, а дурному — дурно. Новый вопрос: когда же наступит это «в конце концов»? Вот добрый умер в безнадёжности, а злой — в безнаказанности: где обещанное возмездие? Выводя перспективу возмездия из ограниченных пределов жизни одного человека в бесконечные дали времени, Т. относила возмездие не к индивиду, а ко всему роду в целом (что представлялось справедливым с точки зрения патриархальной морали). Однако этот ход мысли перестал удовлетворять, когда идея личной ответственности восторжествовала над безличными родовыми связями: новые формы Т. апеллируют уже не к вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии (См. Эсхатология). Таково учение о перерождениях у орфиков (См. Орфики), в Брахманизме, Буддизме и т. д., предполагающее причинно-следственную связь между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения, и доктрина о возмездии за гробом, характерная для древнеегипетской религии, позднего Иудаизма, особенно для христианства (См. Христианство) и Ислама, однако играющая роль и в различных политеистических верованиях, в буддизме махаяны (См. Махаяна) и т. п. У представителей античного идеализма мироправление богов заранее ограничено предвечным началом — косной материей, которая сопротивляется устрояющей силе духа и ответственна за мировое несовершенство. Этот выход, однако, невозможен для библейского Теизма с его учением о создании мира из ничего и о безусловной власти бога над своим созданием: если полновластная воля бога предопределяет все события, в том числе и все акты человеческого выбора, то не есть ли всякая вина — вина бога? Концепция предопределения (См. Предопределение), жестко проведённая у джабаритов в исламе и у Ж. Кальвина в христианстве, не оставляет места для логически построенной Т.; последняя развивалась исходя из принципа свободы воли (См. Свобода воли); свобода сотворённых богом личностей ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Эта аргументация составляет основу христианской Т. от новозаветных текстов до религиозной философии 20 в. (например, у Н. А. Бердяева). Менее специфична для теизма эстетико-космологическая Т., утверждающая, что частные недостатки мироздания, запланированные художническим расчётом бога, усиливают совершенство целого. Этот тип Т. (или космодицеи — «оправдания мира») встречается уже у Плотина и доведён до предельной систематичности у Лейбница: наилучший из возможных миров есть мир с наибольшим разнообразием ступеней совершенства существ; бог, по «благости» своей желающий наилучшего мира, не желает зла, но допускает его постольку, поскольку без него не может осуществиться желаемое разнообразие. Т. была подвергнута критике многими мыслителями нового времени. П. Гольбах опроверг аргументы Т. в «Системе природы» (1770). Оценка Лейбницем данного мира как наилучшего была высмеяна Вольтером в романе «Кандид, или Оптимизм» (1759), а растворение мук и вины индивида в гармонии мирового целого отвергнуто Ф. М. Достоевским в «Братьях Карамазовых».

Последовательно атеистическое мировоззрение отвергает проблему Т., «оправдания бога» как лишённую какого-либо смысла.

С. С. Аверинцев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. теодицея — -и, ж. Религиозно-философское учение, пытавшееся согласовать существование в мире зла и несправедливости с идеей мудрости, благости и всемогущества бога. [франц. théodicée от греч. θεός — бог и δίκη — справедливость] Малый академический словарь
  2. ТЕОДИЦЕЯ — ТЕОДИЦЕЯ (франц. théodicée, от греч. Θεός – бог и δίκη – справедливость) – «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств, управления миром с наличием мирового зла... Новая философская энциклопедия
  3. ТЕОДИЦЕЯ — ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos — Бог и dike — справедливость, букв, богооправдание) — англ. theodicy; нем. Theodizee. Религиозно-философское учение (Г. Лейбниц), утверждающее,"что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре. Социологический словарь
  4. теодицея — орф. теодицея, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. теодицея — ТЕОДИЦЕЯ и, ж. théodicée f. <�гр. theos бог + dike право, справедливость. Религиозно-философское учение, ставящее свой целью примирить существование в мире зла и несправедливости с идей благости и всемогущества бога. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. теодицея — ТЕОДИЦЕЯ [тэ], -и; ж. [от греч. theos — бог и dikē — справедливость, право] Религиозно-философское учение... Толковый словарь Кузнецова
  7. ТЕОДИЦЕЯ — ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. — богооправдание) — религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире. Понятие... Новейший философский словарь
  8. Теодицея — (греч. theos – бог + dike – право, справедливость) – «богооправдание», название многих религиозных трактатов... Словарь по культурологии
  9. Теодицея — Франц. "Оправдание Бога" — общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла, "оправдать" бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сил и темных сторон бытия. Термин введен Г.В.Лейбницем в 1710 г Краткий религиозный словарь
  10. теодицея — Теодицеи, мн. нет, ж. [от греч. theos – бог и dike – справедливость] (истор. филос.). Учение нем. философа Лейбница (18 в.), в котором он пытался примирить существование в мире зла с идеей благости и всемогущества бога. Большой словарь иностранных слов
  11. ТЕОДИЦЕЯ — ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee — оправдание Бога, от греч. theos — Бог и dike — справедливость) — общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла... Большой энциклопедический словарь
  12. теодицея — теодицея ж. Философско-богословское учение, согласно которому Бог как творец и создатель мира не несёт ответственности за существующее на Земле зло. Толковый словарь Ефремовой
  13. теодицея — ТЕОДИЦ’ЕЯ [тэодицея], теодицеи, мн. нет, ·жен. (от ·греч. theos — бог и dike — справедливость) (·ист. филос.). Учение, посредством которого ·нем. философ Лейбниц (18 ·в.) пытался примирить существование в мире зла с идеей благости и всемогущества бога. Толковый словарь Ушакова
  14. Теодицея — Или оправдание Бога — есть название одного из сочинений Лейбница ("Essai de Théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l'homme et l'origine du mal", 1710)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона