Тенденция

Тенде́нция

И тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению (исключая чисто экспериментальные). В качестве синонима Т. нередко употребляют понятие пафоса.

В более употребительном и узком значении Т. называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении (посредством растворения «личности» в «принципе», то есть её идеализации, шаржирования, рассудочного построения, или неоправданного логикой конфликта финала произведения, или иного способа «выхода идеи из образа»). Однако ряд современных исследователей предпочитают в этом случае говорить не о Т., а о тенденциозности. Следует отметить, что на практике, в литературе полемике и конкретных критических оценках смысл и эстетическая оценка Т. и тенденциозности многозначны, хотя приведённые определения и остаются в современной критике наиболее общезначимыми ориентирами.

Понятия Т. и тенденциозности становятся остропроблемными в середине 19 в.. то есть в период зрелости Реализма и одновременно — первых симптомов Натурализма, поставившего под сомнение «идеальное» начало в искусстве и ориентировавшегося на «бесстрастие» естественных наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении реальности (или «основ» и «логики жизни»), и образное выражение «идеального», «высшего взгляда» автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская «идея о мире» присутствовала бы «между строк» (Л. Н. Толстой). Открытая же Т., или тенденциозность («идея высказывается помимо образа» — И. А. Гончаров), в реалистическом эпосе и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить объективным «запросам жизни». Однако, противополагая открыто «тенденциозное» «художественному», русские классики не боялись впадать в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия («Бесы» Ф. М. Достоевского или «Воскресение» Л. Н. Толстого). Такой особенности русских реалистов остаётся верным искусство социалистического реализма (См. Социалистический реализм), начиная с его основоположника М. Горького (роман «Мать»).

Марксистская критика всегда отстаивала Т. в широком смысле, особенно в борьбе с Формализмом и «искусством для искусства» (См. Искусство для искусства), оценка же Т. в узком смысле, или тенденциозности, не может быть однозначна: открытая Т. естественна в жанрах сатиры (в том числе карикатуры), романтики, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, плаката, в произведениях. исполненных романтического начала; в реалистических же эпических, драматических, живописных произведениях, тяготеющих к объективному, художественно беспристрастному отображению, «свободный выход субъективности художника» (Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные проблемы общественной жизни, а их освещение автором — самобытное, выстраданное и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8—9), считая такую Т. уделом литераторов «мелкого калибра». В современной эстетике понятия Т. и тенденциозности идейно конкретизируются в принципе партийности искусства (см. Партийность).

В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. тенденция — -и, ж. 1. Направление в движении или развитии чего-л. Тенденция средней нормы прибыли к понижению. □ Основная и главная тенденция капитализма состоит в вытеснении мелкого производства крупным, и в промышленности и в земледелии. Малый академический словарь
  2. ТЕНДЕНЦИЯ — ТЕНДЕНЦИЯ — англ. tendency; нем. Tendenz. 1. Сравнительно устойчивое направление развития к.-л. явления, процесса или идеи. 2. В искусстве идейно-эмоциональная направленность произведения, авторское осмысление и оценка произведения через систему художественных образов. Социологический словарь
  3. тенденция — орф. тенденция, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. тенденция — Тенде́нци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. тенденция — Ч е г о и к ч е м у. Тенденция развития народного хозяйства. Тенденция к повышению производительности труда. Тенденция к росту инфляции в капиталистических странах. Управление в русском языке
  6. тенденция — Направление, в котором совершается развитие какого-либо языкового явления или языка в целом. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  7. тенденция — ТЕНДЕНЦИЯ и, ж. tendance f.> нем. Tendenz тенденция < лат. tendere направляться, стремиться; склоняться. 1. Направление, в котором совершается развитие чего-л. (общества, экономики, культуры и т. п.). БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. тенденция — • неодолимая ~ • стойкая ~ Словарь русской идиоматики
  9. тенденция — Направление, в котором совершается развитие какого-либо языкового явления или языка в целом. Тенденция к переносу ударения ближе к началу слова. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  10. тенденция — см. >> желание Словарь синонимов Абрамова
  11. тенденция — Направление, тягота к чему Тенденциозный. Ср. В то время, особенно в нашем заведении, ничего похожего на какой-либо "политический" оттенок, на какую-нибудь "тенденцию" и в понятиях ни у кого не было... Маркевич. Из прожитых дней. 2. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. тенденция — 1. направленность во взглядах или действиях; склонности, стремление, свойственные кому-либо, чему-либо; 2. направление, в котором совершается развитие какого-либо явления; 3. идея, направленность произведения, высказывания; 4. предвзятая идея, мысль, навязываемая кому-либо. Большой бухгалтерский словарь
  13. тенденция — ТЕНДЕНЦИЯ [тэ; дэ], -и; ж. [нем. Tendenz от лат. tendere — стремиться, направляться] (чего, к чему). 1. Направление развития, определённая склонность, стремление к чему-л. (общества, экономики, культуры и т.п.). Главная, основная т. Толковый словарь Кузнецова
  14. тенденция — ТЕНДЕНЦИЯ [тэ, дэ], и, ж. 1. Направление развития, склонность, стремление. Т. к росту. Прогрессивные тенденции. 2. Замысел, идея какого-н. изложения, изображения (устар.). 3. Предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю (книжн.). Толковый словарь Ожегова
  15. тенденция — Ориентация курса акций на повышение либо на понижение. Финансовый словарь терминов
  16. тенденция — ТЕНДЕНЦИЯ франц. направленье, стремленье, тягота к чему. Толковый словарь Даля
  17. тенденция — Тенденции, ж. [от латин. tendo – напрягаю, направляю] (книжн.). 1. Мысль, идея, лежащая в основании какого-н. изложения. 2. Предвзятая, односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела (напр. Большой словарь иностранных слов
  18. ТЕНДЕНЦИЯ — ТЕНДЕНЦИЯ (от ср.-век. лат. tendentia — направленность) — .. 1) направление развития какого-либо явления, мысли, идеи... 2) В искусстве — а) составная часть художественной идеи: идейно-эмоциональная направленность произведения... Большой энциклопедический словарь
  19. ТЕНДЕНЦИЯ — (от лат. tendentia — направленность) выявленные в результате экономического анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов, расходов... Экономический словарь терминов
  20. тенденция — тенденция ж. 1. Направление, в котором происходит развитие чего-либо (общества, экономики, культуры и т.п.). || Идеологическое направление, течение в политике, науке, искусстве и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  21. тенденция — ТЕНД’ЕНЦИЯ (тэнденция, тендэнция), тенденции, ·жен. (от ·лат. tendo — напрягаю, направляю) (·книж. ). 1. Мысль, идея, лежащая в основании какого-нибудь изложения, изображения и внушаемая (читателю, зрителю) логическими или художественными средствами. Толковый словарь Ушакова