Сцена

Сце́на

(лат. scaena, от греч. skēne̅́— палатка, шатёр, театральные подмостки)

место театрального действия. Современный тип С. сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В древнегреческом театре действие развёртывалось на орхестре (См. Орхестра) круглой площадке, вокруг которой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал Проскений, в древнеримском театре — Просцениум. В средние века С. служили площади городов и деревень; с расцветом религиозных жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценические площадки различных типов: двухэтажные повозки — Педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия). В Англии 16 в. С. служили помосты во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями. В 17 в. в Англии сложился тип так называемой шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеческого роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С., за которыми была внутренняя С., за ней во 2-м ярусе галереи — верхняя С. В 1-й половине 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная С. с просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, архитектор С. Серлио). Здесь же в конце 16 — начале 17 вв. возникла кулисная С., где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценического действия. В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм — телариев (См. Теларии), в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (архитектор Н. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) — кулисные машины, получившие распространение в 18 в. на всех европейских С. (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 немецкий актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон — декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования сцены-коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технического развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С. становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 — вращающейся (Мюнхен, инженер. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших современных театральных зданиях).

Сложившийся тип классической С. представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием — зеркалом С. (см. Портал). Все размеры С. зависят от размеров зеркала С.: так, её высота в 2,5—3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и Трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5—2 м высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на которых устанавливаются светотехнические устройства, различные сценические механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащен плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям «проваливаться» от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматических театров обычно врезан Поворотный круг. Многие современные театры имеют так называемые карманы С.. обеспечивающие непрерывность сценического действия,— помещения в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2—3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащенные подвижными площадками, на которых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.

Лит.: Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Из веков Н. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М., 1935—40; Unruh W., Theatertechnik, В., 1969.

Г. В. Шевелев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сцена — -ы, ж. 1. Специальная площадка, на которой даются театральные представления; театральные подмостки. Занавес поднялся, по сцене снова ходили актеры и актрисы, жестикулируя и неестественно разговаривая. Малый академический словарь
  2. сцена — орф. сцена, -ы Орфографический словарь Лопатина
  3. сцена — Сце́н/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. сцена — СЦЕНА ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <�гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  5. сцена — см. >> случай, театр см. также -> делать сцену Словарь синонимов Абрамова
  6. Сцена — • Scena см. Theatrum, Театр. Словарь классических древностей
  7. сцена — (иноск.) — театр Ср. Он обладает феноменальным голосом... есть у него и наружность, пригодная к сцене... Кажется, — чего больше?.. Тяп-ляп и выйдет корабль; взял, костюм надел, да и действуй хоть в "Пророке". П. Боборыкин. На ущербе. 2, 10. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. сцена — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? сцены, чему? сцене, (вижу) что? сцену, чем? сценой, о чём? о сцене; мн. что? сцены, (нет) чего? сцен, чему? сценам, (вижу) что? сцены, чем? сценами, о чём? о сценах... Толковый словарь Дмитриева
  9. сцена — Заимств. в начале XVIII в. из лат. яз., где scaena < греч. skēnē «театральные подмостки» > «театральное произведение» < «шатер, палатка». Этимологический словарь Шанского
  10. Сцена — Театральные подмостки. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Архитектурный словарь
  11. сцена — СЦЕНА, ы, ж. 1. Специальная площадка, на к-рой происходит представление (в 3 знач.). Вращающаяся с. Освещение сцены. 2. перен. Театр, театральная деятельность. Деятель сцены. Жизнь, отданная сцене. Сойти со сцены (также перен. Толковый словарь Ожегова
  12. сцена — СЦ’ЕНА, сцены, ·жен. (·лат. scena от ·греч. skene, ·букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. | только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на сцене. Толковый словарь Ушакова
  13. сцена — СЦЕНА -ы; ж. [лат. scaena из греч.] 1. Специальная площадка, на которой даются представления. Ходить, двигаться по сцене. Подняться на сцену. Вращающаяся с. С. с бегущей дорожкой. Полукруглая с. Пойти за сцену (за кулисы). Толковый словарь Кузнецова
  14. сцена — СЦЕНА ж. франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; || часть драматического представленья, выход, явленье; || место, где что-либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Толковый словарь Даля
  15. Сцена — См. Театр. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. сцена — Сцены, ж. [латин. scena от греч. skene, букв. шатер]. 1. Место, где происходит театральное представление. 2. Отдельный эпизод в романе, пьесе, фильме, картине. 3. перен. Крупный разговор с перебранкой, ссора (разг.). 5. перен. Поле деятельности, поприще (книжн.). Большой словарь иностранных слов
  17. СЦЕНА — СЦЕНА (лат. scaena, от греч. skene) ,1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). 2) В пьесе, спектакле часть действия, акта. 3) В широком смысле то же, что театр. Большой энциклопедический словарь
  18. сцена — сцена ж. 1. Место, где происходит театральное представления. || перен. Театр, сценическое искусство, театральная деятельность. 2. Отдельная часть действия, акта театральной пьесы. 3. Отдельный эпизод, изображаемый в пьесе, романе, картине. Толковый словарь Ефремовой
  19. сцена — сце́на Через нем. Szene из лат. sсаеnа "подмостки" через этрусск. посредство из греч. σκηνή; см. В. Шульце, KZ 51, 242; Kl. Schr. 638 и сл.; Вальде–Гофм. 2, 485. Этимологический словарь Макса Фасмера