Стоицизм

Стоици́зм

(от греч. stoa — портик)

одно из главных течений эллинистической и римской философии — наряду с эпикурейской школой (См. Эпикурейская школа) и Скептицизмом. Философская школа стоиков получила своё название от «живописной Стои» — афинского портика, где она помещалась.

Первый период С. (3—2 вв. до н. э.) — т. н. Древняя Стоя. Его основатели — Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Эта первая, классическая форма С. отличалась крайней жёсткостью и ригоризмом этического учения, смягчение которого относится ко второму периоду С. (2—1 вв. до н. э.) — т. н. Средней Стое. Главными представителями её являются Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоического платонизма. К этому же времени относится и римский С. Третьим периодом С. (1—2 вв. н. э.) — т. н. Поздней Стоей, для которой характерна тенденция к сакрализации, считается стоический платонизм Сенеки (См. Сенека), Эпиктета, Марка Аврелия (См. Аврелий) и др. В дальнейшем С. эволюционировал в направлении Неоплатонизма и в конце концов растворился в нём.

С. впервые ввёл строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь — это, по терминологии стоиков, пневма, «дух», «дыхание», которое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. Первоогонь, а также имманентно присущий ему Логос истекают с бесконечно разнообразной степенью бытийной напряжённости; материя, будучи тождественной логосу, также отличается бесконечно разнообразной степенью грубости или тонкости. Она различна в неодушевлённых и одушевлённых существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах. Первоогонь-логос — это художественно-творческий огонь, разумно созидающий мир и управляющий им, так что стоики назвали его «провидением». Каждый человек — одно из бесчисленных перевоплощении космического первоогня-пневмы, и этим обосновывалось внутреннее бесстрастие человека. Всё существующее — телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Некоторые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания. В целом материализм стоиков резко отличался от материализма греч. классики своей телеологией (См. Телеология), Провиденциализмом и Фатализмом. Художественный первоогонь изливается «сперматическими логосами», или «осеменяющими идеями», пронизывающими весь космос («всецелое смешение») и образующими т. н. космическую «симпатию» — всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращасмость. Гераклитовскую идею периодического воспламенения космоса и очищения его стоики сочетали с учением об абсолютной повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара.

В этике своим ригоризмом стоики были близки к киникам (См. Киники), но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок (amor fati — «любовь к року»); творческий «огонь», «провидение» и «рок» — одно и то же. Не понимающий этого тщетно волнуется и страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме которой ничего не существует. Глупость — это сумасшествие, состояние, свойственное подавляющему числу людей. Человек — высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель — практическая «мудрость», или «сила духа», которая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюда основные категории стоической этики — бесстрастие, или отсутствие аффектов (Апатия), непоколебимая моральная «выпрямленность» и «обязанность» как честно и посильно выполняемый долг. Все потребности заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абсолютный ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т.к. это приобщит его к идеальной разумности мирового целого. По преданию, Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих других стоиках древности.

Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое государство, а все люди — его граждане, или космополиты. Неумолимый «закон» царит в природе, человеке, обществе и государстве. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значительный прогресс в развитии идеи человеческого равенства.

Стоики впервые ввели термин «логика», которую они понимали как науку о словесном выражении. Стоическая логика делится на риторику и диалектику, а диалектика — на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом», или «предмете высказывания», что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как «слово», а полное — как «предложение». Такой же смысл имеют и относящиеся к «слову» четыре логические категории: нечто (бытие и небытие), существенное свойство (общее и частное), случайное свойство и относительно случайное свойство (т. е. находящееся в соотношении с другими случайными свойствами). «Предложения» делились на простые, или категорические, и сложные, особенно гипотетические. Поскольку логика в С., будучи семантическим анализом слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении.

Стоическое учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие античной грамматики (Дионисий Фракийский, 1 в. до н. э., и др.).

Фрагменты: Stoicorum veterum frag-meirta, hrsg. von H. v. Arnim, Bd 1—4, Stuttg., 1968; Vogel C. J. de, Greek philosophy, v. 3, Leiden, 1959, p. 44—183 (греч. текст и англ. пер.); в рус. пер. — Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 137—47.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956 (имен. указатель); Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы, СПБ, 1912, с. 175—227; История философии, T. I, М., 1940, с. 283—304; Zeiler Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl,, Bd 3, Abt. I, Lpz., 1923, S. 27—372, 572—609, 699—791; Barth Р., Die Stoa, 6 Aufl., Stuttg., 1946; Sambursky S., Physics of the Stoics, L., 1959; Mates B,, Stoic logic,, Berk. — Los Ang., 1961; Goldschmidt V., Le systeme stoicien et l'idee detemps, P.,1969; Rist J., Stoic philosophy, Ь.,1969(лит. с. 290—95); Pohlenz M., Die Stoa, Bd 1—2, Gött., 1970—72; Frede M., Die Stoische Logik, Gött., 1974.

А. Ф. Лосев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Стоицизм — Философская пантеистическая школа, сформировавшаяся в III веке до н.э. Основателем стоицизма является Зенон, а наиболее известным продолжателем, разработавшим логику стоицизма — Хризипп. С точки зрения стоицизма, задача философии состоит в научно обосно Краткий религиозный словарь
  2. стоицизм — СТОИЦ’ИЗМ, стоицизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. stoikos-стоик). 1. Рационалистическое философское учение в древней Греции и Риме (·ист. филос.). 2. перен. Твердость в жизненных испытаниях, стойкость, способность противостоять соблазнам (·книж. ·устар. ). Проявить стоицизм. Толковый словарь Ушакова
  3. СТОИЦИЗМ — СТОИЦИЗМ — одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 — начале 3 вв. до н.э. Новейший философский словарь
  4. Стоицизм — стоическая философия — см. Стоики. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. СТОИЦИЗМ — СТОИЦИЗМ (от греч. stoa — портик в Афинах, где находилась школа стоиков) — англ. stoicism; нем. Stoizismus. 1. Одна из школ эллинистической, римской философии (III-II вв. до н. Социологический словарь
  6. СТОИЦИЗМ — СТОИЦИЗМ (от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)) — направление античной философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. Большой энциклопедический словарь
  7. стоицизм — СТОИЦИЗМ а, м. stoicisme, нем. Stoizismus. По названию портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон. СИС 1954. 1. Направление в античной философии... Словарь галлицизмов русского языка
  8. стоицизм — СТОИЦИЗМ -а; м. 1. Направление в античной философии, сосредоточившее основное внимание на этике, требующей сознательного подчинения господствующей в мире необходимости и призывающее к господству человека над страстями. Толковый словарь Кузнецова
  9. стоицизм — Стоицизма, мн. нет, м. [от греч. stoikos – стоик]. 1. Рационалистическое философское учение в древней Греции и Риме (истор. филос.). 2. перен. Твердость в жизненных испытаниях, стойкость, способность противостоять соблазнам (книжн. устар.). Большой словарь иностранных слов
  10. стоицизм — СТОИЦИЗМ, а, м. 1. В Древней Греции и Риме: философское учение, утверждающее телесность мира как живого организма, органическую связь его с космосом и равенство всех людей как граждан космоса... Толковый словарь Ожегова
  11. стоицизм — орф. стоицизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. СТОИЦИЗМ — СТОИЦИЗМ – учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной ок. 300 до н.э. Зеноном из Кития; название «Стоя» происходит от «Расписного Портика» (Στοὰ Ποικίλη) в Афинах, где преподавал Зенон. Новая философская энциклопедия
  13. стоицизм — Стоиц/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  14. стоицизм — -а, м. 1. Направление в античной философии, ставившее своей задачей построение этики на основе сознательного подчинения господствующей в мире необходимости и требовавшее господства человека над страстями. 2. перен. Малый академический словарь
  15. стоицизм — стоицизм I м. Направление в античной философии, согласно которому человек должен освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму. II м. Стойкость и мужество в жизненных испытаниях, способность противостоять соблазнам. Толковый словарь Ефремовой