Сословие

Сосло́вие

Социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия нескольких С., выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Сословное деление общества находится в связи с его классовым составом (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476; т. 6, с. 311). Но число С., как правило, превышало число классов, что в значительной мере определялось разнообразием форм и методов внеэкономического принуждения (См. Внеэкономическое принуждение). Сословная собственность ещё носила на себе печать естественно заданных форм политического объединения эксплуататоров (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 22—24). Формирование С. — длительный процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определённых социальных функций (военных, религиозных, профессиональных и др.).

По сравнению с кастами (См. Касты), которые можно рассматривать как сословную организацию, где принцип наследования абсолютен, в С. наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в С. может быть куплено за деньги, даровано верховной властью и т.д. Вместе с тем С. отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе и т.д.) (например, Шэньши в Китае). Особую роль, подрывавшую в значительной мере сам принцип сословной организации, в Европе играло Духовенство, поскольку членство в этом С. не было наследуемым и «... церковь создавала свою иерархию из лучших умов народа, не обращая внимания на сословие, происхождение и состояние...» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 150). Признаком С. является также наличие у его членов определённых внешних символов их сословной принадлежности — особых украшений, знаков различия, предметов одежды, причёсок. Складывается также специфическая сословная мораль.

Феодальная Франция обычно служит классическим образцом сословной организации общества. К 14—15 вв., когда здесь завершается формирование наследственных С., французское общество делилось на С. духовенства, С. дворянства (См. Дворянство) и Третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного представительства — Генеральные штаты. Каждое из С. имело строго очерченные права и привилегии. Первые два С. были освобождены от государственных налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от «простолюдинов» из третьего С., стиль жизни. Однако и членство в непривилегированном С. означало включение в систему регулируемых правом отношений. Сословная обособленность начинает разрушаться во Франции примерно с середины 16 в. в результате потери «благородными» их экономических преимуществ, утраты дворянством исключительности в отправлении военных функций. размывания рядов дворянства за счёт притока получающих дворянское звание богачей, государственных и судейских чиновников и т.д. Сословный строй был разрушен Великой французской революцией.

Оформление С. в России началось с середины 16 в. параллельно с объединением русских земель в единое государство, ослаблением удельной феодальной аристократии, ростом влияния дворянства и посадской верхушки. Именно в это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярско-дворянским С. и высшим духовенством участвуют представители верхов посада, а на соборе 1613 — даже несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличается большой пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 в. и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное С. Некоторое ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало определённому смягчению сословных границ и пополнению привилегированных С. за счёт продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. Однако в дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных С. Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство, просуществовавшее вплоть до Февральской буржуазной революции 1917. При этом С. делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане).

В Азии существовали различные формы социального устройства — от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме.

Разрушение С. связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, выдвигающих на смену иерархии наследственных статусов иерархию богатства, прикрытую формальным равенством всех перед законом. Однако сословные пережитки сохраняются и в современном буржуазном обществе. Например, в Великобритании аристократические семьи имеют преимущества при получении высшего образования, при поступлении на государственную службу. Даже в стране, не знавшей феодализма, — в США, окончившие Гарвардский или Принстонский университет образуют «псевдосословия», отличительным признаком которых служит членство в особых клубах, преимущественные условия при приёме на работу в лучшие юридические конторы, наиболее респектабельные банки, на дипломатическую и военную службу.

Сохраняющиеся в некоторых странах остатки привилегированных С. способны играть особенно реакционную роль (прусское Юнкерство, помещики и высшее духовенство в Испании).

Наиболее последовательно и решительно устраняет сословное неравенство социалистическая революция, т.к. только она полностью ликвидирует «остатки феодализма и крепостничества» — эти, по выражению В. И. Ленина, «наиболее глубокие корни сословности...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 146).

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 8; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, О государстве, там же, т. 39; Ключевский В. О., История сословий в России, Соч., т. 6, М., 1959; Абсолютизм в России, М., 1964; Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972; Барг М. А., Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики, М., 1973, гл. 3.

Л. А. Седов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сословие — -я, ср. 1. Социальная группа с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями, окончательно сложившаяся на основе классовых отношений феодализма. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство). Малый академический словарь
  2. СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ — англ. estate; нем. Stand. 1. Соц. группа, согласно своим правам, обязанностям и привилегиям (закрепленным в обычае или законе и передаваемыми по наследству), занимающая определенное положение в иерархической структуре общества. 2. Социологический словарь
  3. сословие — орф. сословие, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. сословие — Сосло́в/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  5. СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV — XVI вв.), относится слово сословие. А. Историко-этимологический словарь
  6. сословие — Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех Он из простого звания ср. !! общество Низкого сословия Словарь синонимов Абрамова
  7. сословие — Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является калькой греч. syllogos, в котором syl < syn «со», а logos — «слово». Буквально — «люди, объединенные друг с другом одним званием, словом, славой». Этимологический словарь Шанского
  8. сословие — В истории феодальной европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. для сословной организации характерна иерархия. в России со второй половины XVIII... Большой юридический словарь
  9. СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ — понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. Новейший философский словарь
  10. сословие — СОСЛ’ОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (·ист., ·дорев., ·загр. ). Толковый словарь Ушакова
  11. сословие — СОСЛОВИЕ, СОСЛОВЬЕ, -я; ср. 1. Социальная группа с закреплёнными законом наследственными правами и обязанностями (окончательно сложившаяся на основе классового деления феодального общества). Привилегированные сословия (дворянство, духовенство). Толковый словарь Кузнецова
  12. сословие — Так называют группу лиц, принадлежащих к одному общественному слою, объединенному общими интересами, общим словом. Добавим к этому, что сословие – скалькировано с греческого syllogos, в котором syl соответствует русскому со, log – слов, os – ие. Этимологический словарь Крылова
  13. сословие — См. сословесие Толковый словарь Даля
  14. СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия... Большой энциклопедический словарь
  15. сословие — сосло́вие цслав. съсловие κατάλογος (Мi. LР 954). Рассматривают как кальку греч. σύγκλητος "созванный" (см. Преобр. II, 360). Больше подходит в качестве источника греч. σύλλογος "сонм, собрание": συν-+λόγος. •• [Древний книжный славянизм эпохи второго... Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. сословие — сословие ср. 1. Общественная группа с закрепленными законом или обычаями наследственными правами и обязанностями (окончательно сложившаяся на основе классового деления феодального общества). Толковый словарь Ефремовой
  17. сословие — СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане). Толковый словарь Ожегова