Симфония

Симфо́ния

(от греч. symphonía — созвучие, от sýn — вместе и phone — звук)

музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим Оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки (См. Симфоническая музыка). В отдельных С. привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и С. для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов. Обычно С. состоит из 4 частей: первая — в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую в рондо-образной форме, с использованием песенно-танцевальных тем. С. — высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения значительных идей и замыслов. Подобный смысл термин «С.» получил лишь в 18 в. В Древней Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в Западной Европе — консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, «Священные симфонии» Дж. Габриели (Италия, 16 — начало 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия, 17 в.) — крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С начала 17 в. С. чаще называли инструментальные вступления — в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классической С. важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности неаполитанским «оперным симфониям» (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы (См. Сонатная форма) в первой части. В 18 в. С. отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы многих других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значительный этап в формировании С. связан с деятельностью композиторов мангеймской школы (См. Мангеймская школа); в области С. работали также итальянские, австрийские, французские композиторы. В середине 18 в. в состав С. вошёл менуэт.

В творчестве композиторов венской классической школы (См. Венская классическая школа) И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип С. Гайдн, автор 104 С., прошёл в своём творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту С. до своих 12 больших «лондонских» С. (1791—95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отдельных частей (важнейшее значение в них приобрело тематическое развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произведения. Ранее «лондонских» симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего около 50), в том числе лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая название «Юпитер». Бетховен ещё более обогатил жанр С. В его С. большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих С. Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я («Героическая»), а также 5-я, 6-я («Пасторальная»), 7-я и 9-я С. (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).

Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая С., одним из ярких образцов которой явилась С. си минор Ф. Шуберта (автор 8 С.). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., С. обрели черты программности (см. Программная музыка), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных С. — ярко новаторская «фантастическая симфония» Берлиоза (автор 4 С.), возникшие позднее симфонии «Фауст» и «Данте» Листа. Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С. продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпические симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и С. Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором С. в конце 19 — начале 20 вв. был Г. Малер (9 завершенных С.), порой привлекающий и вокальное начало. Значительные С. на Западе создали представители новых национальных школ: во 2-й половине 19 в. — А. Дворжак в Чехии, в 20 в. — К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце 19 — начале 20 вв. главенствовала большая С. (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов «камерная симфония».

Значительное место жанр С. занимает в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершенных С., 2-я — «Богатырская»), П. И. Чайковского (6 С., 6-я — «Патетическая», а также программная С. «Манфред»), А. К. Глазунова (8 завершенных С.), А. Н. Скрябина (3 С.) и С. В. Рахманинова (3 С.). Большое внимание С. уделяют и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произведений в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 С.), С. С. Прокофьев (7 С.), Д. Д. Шостакович (15 С.), А. И. Хачатурян (3 С.). Значительные С. написаны композиторами Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и других советских республик.

Лит.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, [пер. с нем.], Л., 1926; Попова Т., Симфония. Пояснение, М. — Л., 1951; 55 советских симфоний, Л., 1961; Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний..., пер. с нем., т. 1, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975; Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Brenet М., Histoire de la symphony á orchestre,..., P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. симфония — орф. симфония, -и (муз.) Орфографический словарь Лопатина
  2. симфония — -и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3—4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Пасторальная симфония Бетховена. Патетическая симфония Чайковского. 2. перен.; чего или какая. Малый академический словарь
  3. Симфония — (от греч. symponia — созвучие) — муз. произведение для оркестра, гл. обр. симфонического, как правило, в сонатно-циклической форме. Обычно состоит из 4 частей; бывают С. с большим и меньшим количеством частей, вплоть до одночастной. Иногда... Музыкальная энциклопедия
  4. симфония — Симфо́ни/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. симфония — СИМФОНИЯ и, ж. symphonie f. , ит. sinfonia <�лат. symphonia <�гр. symphonia созвучие. Крысин 1998. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Словарь галлицизмов русского языка
  6. симфония — см. >> гармония, согласие Словарь синонимов Абрамова
  7. симфония — симфония , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. симфония — Симф’ония (Дан.3:5 ,10,15) — некий духовой музыкальный инструмент (в других переводах — труба, большая труба). (см. музыка) Библейский словарь Вихлянцева
  9. симфония — (иноск. шутл.) — шумное сливание звуков (намек на симфонии — многогласные музыкальные сочинения) Ср. Звон якорных цепей, грохот скрепления у вагонов... металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой... Фразеологический словарь Михельсона
  10. симфония — Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где sinfonia < греч. symphōnia «созвучие», суф.-преф. производного от phōnē «звук». См. фонетика. Этимологический словарь Шанского
  11. Симфония — орф. Симфония, -и (словарь-указатель к Священному Писанию) Орфографический словарь Лопатина
  12. симфония — СИМФОНИЯ -и; ж. [от греч. symphōnia — созвучие] 1. Масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей). Принципы построения симфонии. Драматургия симфонии. Экспозиция, тема симфонии. Финал симфонии. Концепция симфонии. Толковый словарь Кузнецова
  13. симфония — СИМФОНИЯ, и, ж. 1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-н. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков. | прил. симфонический, ая, ое (к 1 знач.). С. оркестр (включающий смычковые, духовые и ударные инструменты). Толковый словарь Ожегова
  14. симфония — СИМФ’ОНИЯ, симфонии, ·жен. (·греч. symphonia — гармония звуков, созвучие). 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из которых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). Толковый словарь Ушакова
  15. симфония — Это название музыкального жанра заимствовано из французского, а восходит к латинскому слову греческого происхождения symphonia, к котором (syn – ис(о)", phone – "звук, голос"). Буквально – согласованные (гармоничные звуки). Слово согласие в известной мере передает смысл латинского symphonia. Этимологический словарь Крылова
  16. симфония — СИМФОНИЯ ж. греч. муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. || Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. || Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово. Толковый словарь Даля
  17. Симфония — (греч. symphonia – созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно-циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в к. ХVIII – нач. ХIХ в. (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен). Словарь по культурологии
  18. симфония — Симфонии, ж. [греч. symphonia – гармония звуков, созвучие]. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из к-рых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). 2. перен., чего. Большой словарь иностранных слов
  19. СИМФОНИЯ — СИМФОНИЯ (от греч. symphonia — созвучие) — музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 — нач. Большой энциклопедический словарь
  20. симфония — симфо́ния Вероятно, через ит. sinfonia из лат. symphōnia, греч. συμφωνία "созвучие"; ср. Риман, Мusik-Leхikon. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. симфония — симфония ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3 — 4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. || перен. Гармоническое звучание чего-либо. 2. перен. Что-либо, характеризующееся необыкновенной гармоничностью образующих его частей. Толковый словарь Ефремовой