Росси

I

Ро́сси

Карл Иванович [18(29).12.1775, Петербург, — 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего Классицизма. Рос в артистической среде (мать — итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны (См. Бренна), в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ — перестройка Путевого дворца в Твери (1809). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816 один из главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральных частей города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818—22) Р. осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819—25; ныне здание Русского музея (См. Русский музей)) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (например, Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819—29 Р. возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь (См. Дворцовая площадь): Р. изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816—34 Р. создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, и состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александринской площади (ныне Островского площадь) и Чернышева моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последним крупным сооружением — зданиями Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) Р. в 1829—34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Р. составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Р., одного из создателей русского варианта Ампира, характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотические идеи величия России — победительницы в Отечественной войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822—24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде — колокольню Юрьева монастыря (1838—41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Градостроительные идеи Р., воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архитектурной эклектики.

Лит.: Вейнерт Н., Росси, М. — Л., 1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского, Л. — М., 1946; Пилявский В. И., Зодчий Росси, М. — Л., 1951.

Росси. Рис. 10

Ансамбль площади Островского и улицы зодчего Росси в Ленинграде. 1816—34. Архитектор К. И. Росси. План.

Росси

К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29.

Росси. Рис. 11

Площадь Искусств в Ленинграде. План ансамбля: 1 — Русский музей (б. Михайловский дворец); 2 — павильон в Михайловском саду; 3 — западный корпус; 4 — б. Михайловский театр; 5 — дом № 3 на площади Искусств; 6 — дом № 5 на площади Искусств; 7 — филармония; 8 — дом № 4 на площади Искусств; 9 — здание б. Комендантского управления; 10 — памятник А. С. Пушкину; 11 — Инженерный замок; 12 — Музей этнографии народов СССР; 13 — Невский проспект.

Росси. Рис. 2

К. И. Росси. Михайловский дворец (ныне здание Русского музея) в Ленинграде. 1819—25. Белый зал.

Росси. Рис. 3

Калинин. Бывший Путевой дворец. 1763—67. Архитектор М. Ф. Казаков, достроен в 1809 архитектором К. И. Росси.

Росси. Рис. 4

К. И. Росси. Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) в Ленинграде. 1828—34.

Росси. Рис. 5

Ленинградский Академический театр драмы. Здание театра (быв. Александринский, 1832, архитектор К. И. Росси).

Росси. Рис. 6

Ленинград. Елагин дворец. 1818—22. Архитектор К. И. Росси.

Росси. Рис. 7

К. И. Росси.

II

Ро́сси (Rossi)

Эрнесто (27.3.1827, Ливорно, — 4.6.1896, Пескара), итальянский актёр. В 1846 начал сценическую деятельность в бродячей труппе (Ливорно). Важную роль в художественном развитии Р. сыграл актёр Г. Модена. Р. создал образы в произведениях драматургов-романтиков, проникнутых идеями патриотизма и освободительной борьбы: Паоло («Франческа да Римини» Пеллико), Антонио Фоскарини и Джованни да Прочида («Джованни да Прочида» Никколини) и др. С обращением к драматургии У. Шекспира связан расцвет творчества Р. Одна из лучших ролей — Гамлет (играл с 1856 до конца жизни); исполнял также роли Отелло («Отелло»), Макбета («Макбет»), Ромео («Ромео и Джульетта») и др. Его игра отличалась простотой, правдивостью переживаний, выразительностью пластического рисунка. С 1855 постоянно гастролировал в странах Европы и Америки, а также в Египте и Турции. Особое место занимали в жизни Р. выступления в России (1877, 1878, 1890, 1895, 1896), где его искусство получило высокую оценку русской критики. Автор работы «Этюды о драматическом искусстве» (1885), мемуаров «40 лет артистической жизни» (т. 1—3, 1887—89).

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

Росси. Рис. 8

Э. Росси.

Росси. Рис. 9

Э. Росси в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира).

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. РОССИ — РОССИ (Rossi) Альдо (р.1931) — итальянский архитектор и историк искусства. Редактор журнала "Казабелла" (Casabella). Продолжил неорационалистическое направление... Большой энциклопедический словарь
  2. Росси — Росси (де Росси) — танцовщик придворного балета конца XVIII столетия; француз по происхождению, он приехал в Россию в 1779 году и был принят на службу в придворный балет 1-го июля того же года с жалованьем по 600 рублей в год... Большая биографическая энциклопедия