Романс

Рома́нс

(исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — по-романски, т. е. по-испански)

камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «Р.» возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском», а не на латинском, принятом в церковных песнопениях) языке, вскоре вошёл в обиход и в других странах. В некоторых странах Р. и песня обозначаются одним словом: немецким Lied, англиским Song. В России вокальное произведение с текстом на французском языке (хотя и написанное русским композитором) вначале называлось Р., с текстом на русском языке — российской песней.

В Р. мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. Инструментальное сопровождение в Р. имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого. Жанровые разновидности Р. — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков: обычно небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования (см. Мелодика стиха).

Расцвет Р. как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине 18 в. в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов: И. В. Гёте, Г. Гейне, А. С. Пушкина,

М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета и др. В 19 в. складываются яркие национальные школы Р.: немецкая и австрийская (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Х. Вольф), французская

(Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка,

А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев). Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой Р., рассчитанный на певцов-любителей, в русской музыке — и Цыганский романс.

Русские композиторы 19 в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (Даргомыжский, Мусоргский). У Чайковского и Рахманинова Р. нередко приближается к арии с широким, симфонизированным развитием. Стремясь углубить выразительные возможности Р., композиторы зачастую объединяют их в вокальный цикл. Один из таких ранних циклов принадлежит Л. Бетховену («К далёкой возлюбленной», 1816). Первые зрелые образцы вокального цикла созданы Шубертом («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. в области Р. выдвигаются представители чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.

В 20 в. композиторы, отказываясь от типовых жанров, ищут в жанре Р. главным образом новых путей синтеза музыки и слова; зачастую они называют свои произведения не Р., а «стихотворениями для голоса с сопровождением» (Вольф, К. Дебюсси, Танеев, поздний Рахманинов, С. С. Прокофьев и др.).

Советский Р. характеризуется творческим развитием классических камерно-вокальных жанров (А. Н. Александров, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров) и обновлением их через усиление песенного (Г. В. Свиридов) или декламационного, характеристического (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович) начал. Расширяется круг выразительных средств Р., появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов.

Р. часто называют инструментальные пьесы певучего, напевного характера — для скрипки, виолончели и других инструментов, а также лирические стихотворения, не имеющие музыкального сопровождения, но построенные по той же системе интонационных приёмов, что и характерные романсные тексты (романсами названы: «Желание» В. П. Жуковского, сборник «Романсы без слов» П. Верлена, «Под вечер, осенью ненастной» А. С. Пушкина).

Лит.: Кюи Ц. А., Русский романс, СПБ, 1896; Левашова О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790—1825, Л., 1956; Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956; ее же, Романтическая песня XIX века, М., 1966; её же, Мастера советского романса, М., 1968; Moser Н. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1—2, B.—Z., [1937]; Gougelot Н., La romance françaisesous la Révolution et l'Empire, Melun, 1943; Noske F., La mélodie française de Berlioz a Dupare, P. — Amst., 1954.

В. А. Васина-Гроссман.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. романс — -а, м. 1. Вокально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов, имеющее более сложную, чем песня, форму. Романс на слова Пушкина. Романсы Глинки. Малый академический словарь
  2. Романс — РОМАНС — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. — от старокастильского прилагательного «romance» — «романский, простонародный» — обозначает народные поэмы лирико-эпического характера... Литературная энциклопедия
  3. Романс — (испан. romance) — камерное вок. произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Р." возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испан. ("романском") яз., а не на латинском, принятом в церк. песнопениях. Музыкальная энциклопедия
  4. романс — Рома́нс/. Морфемно-орфографический словарь
  5. романс — орф. романс, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. романс — РОМАНС а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно-европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен — лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Романс — РОМАНС — у нас, как и во Франции, название стихотворения с характером любовной песни. Это название охотно придавал своим стихотворениям Лермонтов; также оно встречается у Пушкина, Козлова, Фета; позднее, напр., у Блока («Дым от костра струею сизой»... Словарь литературных терминов
  8. романс — см. >> песнь Словарь синонимов Абрамова
  9. романс — Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где romance < лат. romanice. См. роман. Романс буквально — «народная песня». Этимологический словарь Шанского
  10. романс — РОМАНС, а, м. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. | прил. романсный, ая, ое (спец.). Романсная лирика. Толковый словарь Ожегова
  11. романс — РОМ’АНС, романса, ·муж. (·франц. romance). 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-нибудь стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.). Толковый словарь Ушакова
  12. романс — РОМАНС -а; м. [франц. romance] Вокально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением, имеющее более сложную, чем песня, форму. Р. на слова Пушкина. Романсы Глинки. Исполнительница старинных русских романсов. Петь... Толковый словарь Кузнецова
  13. романс — См. роман Толковый словарь Даля
  14. Романс — (исп. romance) – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Словарь по культурологии
  15. романс — Романса, м. [фр. romance]. 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.). Большой словарь иностранных слов
  16. РОМАНС — РОМАНС (исп. romance) — музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера. Большой энциклопедический словарь
  17. романс — романс м. 1. Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т.п.). || Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера. Толковый словарь Ефремовой
  18. романс — рома́нс род. п. -а. Из франц. rоmаnсе – то же, которое восходит через исп. rоmаnсе, ст.-франц. romanz к лат. rōmānice (Гамильшег, ЕW 770). Ср. рома́н. Этимологический словарь Макса Фасмера