Позитивизм

Позитиви́зм

(франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)

философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному Идеализму.

Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса Конта ведёт к точке зрения Феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией контовский П. сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.

Представителями первой, «классической» формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России — В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский): Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. и исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.

П. оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) — в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др.

В конце 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего»). Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции — появляется Махизм (эмпириокритицизм). Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в Неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг. 20 в. и который является современным, третьим этапом в эволюции П. (см. также Венский кружок, Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на конкретных логико-методологических исследованиях непосредственного опыта или языка.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Гулыга А. В., Возникновение позитивизма, «Вопросы философии», 1955, № 6; Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Charlton D. G., Positivist thought in France during the second empire. 1852—1870, Oxf., 1959; Simon W. M., European positivism in the nineteenth century, lthaca (N. Y.), 1963. См. также лит. к ст. Конт, Неопозитивизм.

В. А. Лекторский.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. позитивизм — -а, м. Философское направление субъективно-идеалистического характера, исходящее из того, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только на основе опыта, в результате описания и систематизации фактов, а не их объяснения... Малый академический словарь
  2. ПОЗИТИВИЗМ — ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — англ. positivism; нем. Positivismus. Социально-филос. направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из "позитивного", т. Социологический словарь
  3. ПОЗИТИВИЗМ — (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в бурж. философии и социологии (возникло в 30-40-х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. наука, претендующая на содержат. Советская историческая энциклопедия
  4. ПОЗИТИВИЗМ — ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества... Новая философская энциклопедия
  5. позитивизм — Позитив/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. позитивизм — орф. позитивизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. позитивизм — ПОЗИТИВИЗМ а, м. positivisme m. 1. Направление в буржуазной философии и социологии, одна из разновидностей агностицизма. БАС-1. Направление в буржуазной философии. Словарь галлицизмов русского языка
  8. позитивизм — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ Положительно — отрицательно (см.) Положительное влияние — отрицательное влияние. Положительная оценка чего-л. — отрицательная оценка чего-л. Положительный результат — отрицательный результат. Словарь антонимов русского языка
  9. позитивизм — ПОЗИТИВИЗМ, а, м. Направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний. | прил. позитивистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. позитивизм — Позитивизма, мн. нет, м. [от лат. positivus – положительный]. 1. Разновидность субъективно-идеалистического философского направления, основанная фр. Большой словарь иностранных слов
  11. позитивизм — ПОЗИТИВ’ИЗМ, позитивизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. positivus — положительный) (·книж. ). 1. Разновидность субъективно-идеалистического философского направления, основанная ·франц. Толковый словарь Ушакова
  12. Позитивизм — См. Конт. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. позитивизм — ПОЗИТИВИЗМ -а; м. [франц. positivisme]. Философское учение, основанное утверждении, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только специальными наукими в результате систематизации фактов, и отрицающее научную пользу философских исследований. ◁ Позитивный (см.). Толковый словарь Кузнецова
  14. ПОЗИТИВИЗМ — ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму... Большой энциклопедический словарь
  15. позитивизм — позитивизм I м. Направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний. II м. устар. Отношение к действительности, исходящее из опыта, фактов. Толковый словарь Ефремовой
  16. ПОЗИТИВИЗМ — ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — (1) па-радигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос... Новейший философский словарь