Пение

Пе́ние

Вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса — Дуэт, на три — Трио, на четыре — Квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инструментальным Аккомпанементом, но может осуществляться и без него — А капелла. Основными жанрами П. в классической музыке являются оперное П., связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства, и камерное — исполнение романсов, песен, главным образом Соло или небольшими ансамблями (См. Ансамбль). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П.— Кантилена, декламационный стиль, где П. воспроизводит строение и интонации речи (Речитативы, монологи), и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Различные национальные школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П. как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере П. находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой П. была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой Бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ — французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.

Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., [1955].

Л. Б. Дмитриев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пение — -я, ср. 1. Действие по глаг. петь (в 1, 2, 3 и 5 знач.), а также звуки, сопровождающие это действие. Пение песен. Пение соловья. □ Молчи. Мне пенье надоело, Я диких песен не люблю. Пушкин, Цыганы. Малый академический словарь
  2. пение — Пе́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  3. пение — орф. пение, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. пение — Трель, колоратура, рулада, концерт, колено, коленце Соловей проделал все свои колена ср. !! песнь см. >> голос, искусство, крик Словарь синонимов Абрамова
  5. пение — П’ение — в Новом Завете упоминается только в следующих местах: Мат.26:30 ; Деян.16:25 ; Иак.5:13 ; Рим.15:9 ; 1Кор.14:15 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Отк.5:9 ; Отк.14:3 ; Отк. Библейский словарь Вихлянцева
  6. пение — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? пения, чему? пению, (вижу) что? пение, чем? пением, о чём? о пении 1. Пением называют звучание голоса человека, исполняющего какую-то мелодию. Толковый словарь Дмитриева
  7. Пение — Вокальное искусство, — иск-во передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание муз. произведения, один из древнейших видов муз. исполнительства. П. может быть со словами или без слов (см. Вокализация). Музыкальная энциклопедия
  8. пение — • Бесшабашное (Муйжель). • Благоуханное (Скиталец). • Нескладное (Муйжель). • Серебряное (Надсон). • Сладкозвучное (Минаев). • Усыпительное (Жуковский). Словарь литературных эпитетов
  9. пение — ПЕНИЕ -я; ср. 1. к Петь (1-3, 5-6 зн.). 2. Звуки, сопровождающие это действие. П. песен. П. соловья. 3. Исполнение песен, арий и т.п. как искусство, занятие. Хоровое п. Преподавать п. Заниматься пением. Учитель пения. 4. Трад.-поэт. Поэзия, творчество поэта. Толковый словарь Кузнецова
  10. пение — П’ЕНИЕ, пения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. петь (в 1, 3 и 4 ·знач. ). «Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы.» А.К.Толстой. «Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем были заняты.» Пушкин. Послышалось пение. Толковый словарь Ушакова
  11. Пение — (canto — итал., chant — франц., Gesang — нем.). — Происхождение П. связано со стремлением человека выразить свое настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, П. становится предметом особого искусства. Слова, благодаря П., приобретают больший рельеф. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. пение — ПЕНИЕ, см. петь. Также см. петь Толковый словарь Даля
  13. ПЕНИЕ — ПЕНИЕ (вокальное искусство) — различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое) — жанрам (оперное; камерное — концертное исполнение арий, романсов, песен) — стилям (певучее — кантилена; декламационное — речитатив; колоратурное). Пение без слов — вокализ. Большой энциклопедический словарь
  14. Пение — (вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Словарь по культурологии
  15. пение — пение ср. 1. Процесс действия по гл. петь || Звуки, возникающие в процессе такого действия. 2. Исполнение песен, арий и т.п. как искусство, занятие. Толковый словарь Ефремовой
  16. пение — ПЕНИЕ см. петь. Толковый словарь Ожегова