Пармиджанино

Пармиджани́но

(Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola)

Франческо (11.1.1503, Парма,—24.8. 1540, Касальмаджоре, Ломбардия), итальянский живописец. Сложился под влиянием Корреджо. Уже для ранних произведений П. (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1522; «Автопортрет в выпуклом зеркале», 1524, Художественно-исторический музей, Вена) характерны удлинённые пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты. По-своему переосмыслив творчество Микеланджело и Рафаэля, П. стал одним из ведущих представителей Маньеризма; его изысканно-грациозный рисунок и колорит, основанный преимущественно на сочетаниях блёклых и металлически-резких тонов, служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холодно-чувственной красоты («Мадонна с длинной шеей»; см. илл.). Портреты П., сыгравшие значительную роль в развитии субъективно-эмоционального направления в этом жанре, проникнуты духом аристократической замкнутости и глубокой внутренней тревоги. Виртуозное мастерство П. проявилось также в его многочисленных рисунках и первых в Италии офортах. См. илл.

Лит.: Freedberg S. J., Parmigianino. His works in painting, Camb. (Mass.), 1950; Popham A. E., The drawings of Parmigianino, N. Y., 1953.

Пармиджанино

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей» (фрагмент). 1534—40. Галерея Уффици. Флоренция.

Пармиджанино. Рис. 2

Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПАРМИДЖАНИНО — ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino) (наст. фам. Маццола, Mazzola) Франческо (1503-40) — итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утонченный рисунок выражают субъективный, отрешенный от жизни идеал загадочной красоты ("Мадонна с длинной шеей", 1534-40). Большой энциклопедический словарь