Озвучение кинофильма

Озву́чение кинофильма

Процесс записи звукового сопровождения фильма, отдельный от съёмки изображений. Различают последующее и предварительное О. к. При последующем О. к. звук записывают после киносъёмки, с учётом уже готового изображения. Оно необходимо, поскольку из-за мешающих шумов редко удаётся качественно зафиксировать звук в условиях натурных съемок, т. е. вне павильона киносъемочного (См. Павильон киносъёмочный) (записанная при натурной съёмке фонограмма часто используется актёрами при последующем О. к. как вспомогательная). Озвучение речи, запись музыкальных произведений и различных звуковых эффектов, сопровождающих действие, производится в звуковом ателье (тонателье) «под проецирование» ранее снятого изображения. При этом способе получается хорошая синхронизация звука с изображением, видимым на экране, в частности полное совпадение текста, произносимого актёром в тонателье, с движением губ актёра на экране.

Кинофильм часто проецируют на экран, расположенный позади оркестра. Это позволяет дирижёру и звукооператору в процессе репетиций и записи отрабатывать качество звучания. К последующему озвучению относится и Дублирование фильма. В дублированном варианте голос, манера речи и движение губ актёров-дублёров выбираются так, чтобы они соответствовали голосу, манере речи и движению губ актёров в оригинальном варианте фильма. При предварительном О. к. звук записывают раньше, чем снимают изображение. Оно применяется главным образом для точной синхронизации изображения с музыкальным сопровождением. Последующая съёмка изображения «под фонограмму» позволяет актёрам лучше координировать свои действия с музыкальным исполнением. Кроме того, при предварительном О. к. можно применять любые точки съёмки и обеспечивать высокое качество звучания предварительно записанной фонограммы.

Лит.: Высоцкий М. З., Магнитная звукозапись кинофильмов, М., 1960; Коноплев Б. Н., Основы фильмопрозводства, М., 1969.

М. З. Высоцкий.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me