Несторианство

Несториа́нство

Течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основатель — Несторий, патриарх Константинополя в 428—31 [до этого был священником в Антиохии (Сирия)]. В Н., сохранявшем элементы античного рационализма, предметом критики являлось мистическое христианское понятие «богочеловека». Согласно Несторию, дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего (мессии (См. Мессия)); в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчёркивало единство человеческого и божественного). Социальную опору Н. составляли главным образом круги, ещё поддерживавшие античные традиции. Особенно велико было влияние Нестория в Сирии. Основным противником Н. был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. На Эфесском соборе 431 Н. было осуждено как ересь; Несторий отправлен в ссылку. Несториане бежали главным образом в Иран (где конституировалась несторианская церковь, процветавшая до середины 7 в.), в Среднюю Азию, а затем в Китай.

Несториане имеются в Иране, Ираке, Сирии, Индии (на Малабарском берегу). С начала 20 в., когда были опубликованы сочинения Нестория, ранее известные лишь в изложении его противников, в зап. богословии появилась тенденция доказывать, что вероучение Н. не отклоняется от ортодоксального.

А. П. Каждан.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. НЕСТОРИАНСТВО — НЕСТОРИАНСТВО — течение в христианстве, основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Большой энциклопедический словарь
  2. несторианство — орф. несторианство, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. НЕСТОРИАНСТВО — Религ.-политич. течение в Византии в 5 в. Основатель — константинопольский епископ Несторий (ум. ок. 451). Н., подобно арианству, расходилось с ортодоксальной христ. церковью в трактовке соотношения божеств. и человеч. природы в Христе, критикуя мистич. Советская историческая энциклопедия