Морелли

I

Морелли́ (Morelly)

французский утопический коммунист 18 в. Достоверных биографических данных о М. не сохранилось. Взгляды М. наиболее обстоятельно развиты в поэме «Базилиада» (1753) и в трактате «Кодекс природы, или Истинный дух её законов», опубликован на французском языке анонимно в Амстердаме в 1755 (последний рус. пер., 1956). М. считал, что существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменен коммунистическими порядками. Это будет, полагал М., в известной степени возвращением к утраченному естественному состоянию. Однако если коммунизм прошлого, отмечал М., был бессознательным, то коммунизм грядущий будет сознательным. В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, чьи взгляды оказали влияние на М., он излагал свои идеи о будущем коммунистического обществе не в виде описания общественного строя некоей фантастической страны, а в форме законодательных проектов. М. сформулировал три «основных и священных» закона, с издания которых начнется переустройство общества на коммунистических началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует получение содержания от общества, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно-полезным трудом «сообразно своим силам, дарованию и возрасту». М. предполагал, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизованным учётом и распределением труда и его продуктов. М. ближе, чем другие утописты 16—18 вв., подходил к идее уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом при коммунизме. Вместе с тем взглядам М. свойственны черты исторической ограниченности. В его учении сильны уравнительные тенденции. Почти неизвестный современникам, М. оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на французских утопических социалистов 1-й половины 19 в. — Э. Кабе, Ш. Фурье, отчасти Т. Дезами.

Соч.: Essai sur l'esprit humain, P., 1743; Essai sur ie coeur humain, P., 1745.

Лит.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960; Reverdy A., Morelly; idées philosophiques, économiques et politiques, Poitier, 1909.

Б. А. Каменецкий.

II

Море́лли (Morelli)

Доменико (4.8.1826, Неаполь, — 13.8.1901, там же), итальянский живописец-романтик. Участник Революции 1848—49. Учился в АХ в Неаполе, где был профессором с 1869. Для картин М. (на религиозные, исторические и литературные темы) характерны драматически-напряженное раскрытие сюжета и вместе с тем достоверная передача бытовых деталей, неожиданные композиционные построения, резкие светотеневые контрасты («Иконоборцы», 1854, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; «Осмеяние Христа», 1875, Национальная галерея современного искусства, Рим).

Лит.: Spinazzola V., D. Morelli, Roma — Mil., 1927.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОРЕЛЛИ — МОРЕЛЛИ (Morelli) – французский социалист-утопист 18 в. Надежные биографические сведения о нем отсутствуют. В середине 18 в. были опубликованы его произведения, наиболее важные из которых – «Базилиада» («Le Naufrage des isles flottantes ou Basiliade... Новая философская энциклопедия
  2. МОРЕЛЛИ — (Morelly) — франц. утопич. коммунист 18 в. Взгляды М. развиты в поэме "Базилиада" (1753) и в трактате "Кодекс природы, или Истинный дух ее законов", опубл. на франц. яз. анонимно в 1755-60. Исходя из принципов рационализма... Советская историческая энциклопедия
  3. МОРЕЛЛИ — МОРЕЛЛИ (Morelli) Рина (1908-76) — итальянская актриса. В 30-х гг. выступала в театре "Элисео" (Рим). В 1940-50 работала под руководством Л. Висконти, что способствовало утверждению Морелли как одной из крупнейших современных актрис. В 1946 с актером... Большой энциклопедический словарь
  4. Морелли — Морелли (Morelly) аббат, представитель французского утопического коммунизма XVIII в. Основное сочинение — «Кодекс природы, или Истинный дух её законов» (1755, вышло на французском языке в Амстердаме анонимно). Большая биографическая энциклопедия