Мид

I

(Meade)

Джеймс Эдуард (р. 23.6.1907), английский экономист, специалист по международным экономическим отношениям. Учился в Кембриджском и Оксфордском университетах во 2-й половине 20-х гг. В 1940—47 на государственной службе (при кабинете министров), с 1947 профессор Лондонской школы экономики, с 1957 профессор Кембриджского университета. В 1964—66 президент Королевского экономического общества, затем вице-президент. М. — представитель неоклассического направления буржуазной политической экономии. Занимается проблемами таможенных и экономических союзов, платёжного баланса и международной валюты, считая последние вопросы центральными в теории мировой капиталистической экономики.

Соч.: An introduction to economic analysis and policy, 2ed., L., 1937; Planning and the price mechanism, L., 1948; The theory of international economic policy, v. 1—2, L. [a. o.], 1954—55; A neo-classical theory of economic growth, L., 1961; Principles of political economy, v. 1—2, L., 1965—68.

II

(Mead)

Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс, — 26.4.1931, Чикаго), американский философ-идеалист и социальный психолог. Окончил Гарвардский университет, изучал философию и психологию в Германии. С 1894 профессор Чикагского университета. Последователь идей У. Джемса и Дж. Дьюи. Вместе с последним входил в состав чикагской школы, развивавшей принципы Прагматизма, в духе которого М. трактовал сознание как инструмент приспособления индивида к среде, рассматривая при этом мир объектов с точки зрения их значения для поведения индивида. Взаимодействие людей в группах приводит, по М., к возникновению мира искусственных объектов-символов. В процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, «вплетая» их в более широкий «общественный акт». Развитие индивида в зрелую личность характеризуется прогрессирующей способностью координировать своё поведение с действиями партнёров, «принимать роль», отведённую ему в жизни группы. Структура человеческого «Я», по М., отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах. Формируя у индивида определенное представление о самом себе, общество как бы «входит в него изнутри», направляя его действия по нужному пути. С появлением у индивида развитого «Я» внешний социальный контроль уходит внутрь, становится самоконтролем, а человек превращается в ответственную личность, способную выполнить свою роль в структуре символического взаимодействия группы, общества в целом. Социальная теория М. оказала влияние на последующее изучение проблемы личности, социализации, социального контроля и легла в основу определенного направления социальных исследований — «символического интеракционизма». Отказ от анализа содержательной стороны социального взаимодействия ограничивает сферу применения теории М. изучением непосредственных интерпсихологических контактов, т. е. фактически рамками социально-психологического подхода к общественным явлениям. Поэтому попытки представить её как общую социологическую теорию, в равной мере пригодную для описания межличностного взаимодействия и глобальных процессов, несостоятельны.

Соч.: The philosophy of the present, Chi., 1932; The philosophy of the act, Chi., 1934; Mind, self and society, Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth century, Chi., 1950; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected writings..., N. Y., 1964.

Лит.: Кон И. С. и Шалин Д. Н., Д. Г. Мид и проблема человеческого Я, «Вопросы философии», 1969, № 12.

Д. Н. Шалин.

III

(Mead)

Уоррен Джадсон (5.8.1883, Плимут, США, — 16.1.1960, США), американский геолог, доктор философии (1926), профессор (1916). Член Национальной АН США, Американской академии искусств и наук. Окончил Висконсинский университет (1906). Преподавал в Висконсинском (1908—34), Калифорнийском (1926—27) университетах и Технологическом институте Массачусетса (1934—54). Основные труды связаны с вопросами инженерной геологии и изучением процессов метаморфизма. М. был консультантом крупнейших гидротехнических сооружений, а также по разведке и разработке бокситов и плавикового шпата. Член Американского геологического общества (президент в 1938).

Соч.: Metamorphic geology, N. Y., 1915 (совм. с С. К. Leith).

Лит.: «Science», 1960, v. 132, № 3435, p. 1235—36.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мид — МИД -а; м. [прописными буквами] Буквенное сокращение: Министерство иностранных дел. ◁ Мидовский, -ая, -ое. Разг. М. работник. М. паспорт. Толковый словарь Кузнецова
  2. Мид — (Ис.21:2) — см. Мидия. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Мид — (Mead), Гувер, вдхр. на р. Колорадо, на З. США (штаты Невада и Аризона). Пл. 631 км², объём 36,75 км³, длина 184 км. Самое крупное по объёму вдхр. первой половины XX в. Создано в 1935–36 гг. для целей водоснабжения, энергетики и для борьбы с наводнениями. Словарь географических названий
  4. МИД — МИД — Гувер (Mead, Hoover) — водохранилище на р. Колорадо, на западе США (шт. Невада и Аризона). Площадь 631 км2, объем 36,75 км3, длина 184 км. Создано в 1935-36 для целей водоснабжения, энергетики и для борьбы с наводнениями. Большой энциклопедический словарь
  5. МИД — Министерство иностранных дел (например, МИД СССР). Малый академический словарь
  6. МИД — • МИД (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) — американский социолог, психолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах: «Разум, Я и Общество» (1934) и «Философия действия» (1938). Новейший философский словарь
  7. Мид — (Джордж Meade, 1815—1872) — американский генерал, воспитывался в вест-пойнтской военной школе, с отличием участвовал в Мексиканской войне. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. МИД — 1. Мид (Mead) Джордж Герберт (27.02.1863, Саут-Хэдли, Массачусетс,-26.04.1931, Чикаго) -американский философ, социолог и социальный психолог; последователь Джемса и Дьюи, видный представитель прагматизма и натурализма. Социологический словарь
  9. МИД — • Министерство иностранных дел Сокращения, применяемые в СССР
  10. МИД — МИД (Mead) Маргарет (16 декабря 1901, Филадельфия – 15 ноября 1978, Нью-Йорк) – американский антрополог, представительница этнопсихологического направления. На концепцию Мид большое влияние оказало учение Фрейда. Новая философская энциклопедия
  11. Мид — Маргарет Мид (Mead) (1901-1978) амер. антрополог, профессор Нью-Йорк., Йельского, Колумбийского ун-тов, видный деятель пацифистского, антирасового, экол. и экуменич. движений. Ученица Боаса и Бенедикт... Словарь по культурологии
  12. МИД — орф. МИД, -а и нескл., м. (сокр.: министерство иностранных дел) Орфографический словарь Лопатина
  13. мид — МИД нескл. и м. Министерство иностранных дел. Толковый словарь Ефремовой
  14. мид — МИД, МИДАС а, м. миф. Фригийский царь, превращавший в золото все, к чему прикасался и наделенный Аполлоном ослиными ушами за то, что в музыкальном состязании Аполлона и Пана, признал победителем последнего. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка