Метрическое стихосложение

Метри́ческое стихосложение

Квантитативное стихосложение, Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило в араб. стихосложении (см. Аруз) и в античном. В античном М. с. единицей долготы в стихе служит доля — Мора; краткий слог (∪) считается равным одной море, долгий слог (—) — двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопой (См. Стопа). Важнейшие стопы: трёхдольные (трёхморные) — ямб (∪ —), хорей, или трохей (—∪), трибрахий (∪ ∪ ∪); четырёхдольные — спондей (— —), дактиль (—∪ ∪), анапест (∪ ∪ —); пятидольные — бакхий с антибакхием (∪ — —, — — ∪), амфимакр (—∪ —) и 4 пеона (—∪ ∪ ∪, ∪ — ∪ ∪, ∪ ∪ — ∪, ∪ ∪ ∪ —); шестидольные — молосс (— — —, хориямб (—∪∪ —), антиспаст (∪ — — ∪) и 2 ионика (∪ ∪ — —, — — ∪ ∪); семидольные — 4 эпитрита (∪ — — —, — ∪ — —, — — ∪ —, — — — ∪). В каждой стопе различается сильное место — арсис, или Икт (обычно долгий слог), и слабое место — тесис (обычно краткие слоги); сильные места выделяются при произношении особым ритмическим ударением, фонетическая природа которого не совсем ясна. Короткие трёхдольные стопы (иногда и четырёхдольные) обычно объединяются в пары — диподии (См. Диподия), где одна из стоп несёт усиленное ритмическое ударение. Стих, как правило, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т.п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (—∪ ∪) может заменяться стопой спондея (— —). При перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб (∪ —) может заменяться убыстрённым спондеем (— —) и даже убыстрённым дактилем и анапестом (—∪ ∪,∪ ∪ —). Всё это создаёт чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта — стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры (См. Цезура) — словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия — одно с нисходящим ритмом (—∪ ∪...), другое с восходящим (∪ ∪ —...).

Такие стихи употреблялись в эпосе и драме. В лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменными стопами — Логаэды: здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов — строфы (алкеева строфа, Сапфическая строфа и пр.), подчас очень большого объёма и сложности (например, в хоровой лирике у древне-греческого поэта Пиндара). М. с. в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия была ещё нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку, когда стих отделился от пения; держалась, пока в лат. и греч. языках различались долгота и краткость слогов, а потом в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе М. с. писались ещё долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. «переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами — ритмические ударения, а безударными слогами — слабые места стоп.

Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Crusius F., Römische Metrik, 2 Aufl., Münch., 1955; Snell B., Griechische Metrik, 2 Aufl., [H. 1], Gött., 1957; Metryka grecka i łacińska, pod red. М. Dłuskiej i W. Stizeleckiego. Wr., 1959.

М. Л. Гаспаров.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Метрическое стихосложение — МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия
  2. МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. metron — мера) (точнее, силлабо-метрическое стихосложение) — система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так... Большой энциклопедический словарь