Кончерто гроссо

Конче́рто гроссо

(итал. concerto grosso, буквально — большой концерт)

жанр ансамблево-оркестровой музыки 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов (Концертино) и всего оркестра или ансамбля (рипиено, Тутти). Разновидность Концерта. Возник в Италии в середине 17 в. почти одновременно с сольным концертом. Концертино обычно состояло из партий 2 скрипок, виолончели и Генерал-баса (состав распространённой в то время трио-сонаты, см. Соната). Первоначально количество частей было различным (4—7), со временем господствующее положение занял К. г. из 3 частей — быстрой, медленной и снова быстрой. Наряду со струнными применялись и духовые инструменты. В числе виднейших итальянских авторов К. г. — А. Корелли, Дж. Торелли и А. Вивальди. В 18 в. К. г. получил распространение и в др. странах. В Германии близкие к жанру К. г. сочинения создали Г. Ф. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. В 20 в. в связи с возрождением интереса к старинной музыке некоторые композиторы вновь обращались к жанру К. г. (М. Регер, Э. Кшенек, И. Ф. Стравинский и др.).

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кончерто гроссо — орф. кончерто гроссо, нескл., м. Орфографический словарь Лопатина
  2. КОНЧЕРТО ГРОССО — КОНЧЕРТО ГРОССО (итал. concerto grosso, букв. — большой концерт) — музыкальный инструментальный жанр, основанный на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Большой энциклопедический словарь