Кончаловский

I

Кончало́вский

Максим Петрович [1(13).10.1875, Одесса, — 29.11.1942, Москва], советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.).

Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956.

II

Кончало́вский

Пётр Петрович [9(21).2.1876, Славянск, ныне Донецкой области УССР, — 2.2.1956, Москва], советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897—98) и в петербургской АХ (1898— 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918—21) и Вхутеине (1926—29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,— все в Третьяковской галерее; «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,— оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,— оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея; «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград; «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964; Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967; Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876—1956. Каталог, М., 1968.

А. А. Александров.

Кончаловский

П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва.

Кончаловский. Рис. 2

П. П. Кончаловский.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНЧАЛОВСКИЙ — КОНЧАЛОВСКИЙ (Михалков-Кончаловский) Андрей Сергеевич (р. 1937) — кинорежиссер, народный артист России (1980). Сын С. В. Михалкова. Фильмы: "Первый учитель" (1965) — "История Аси Клячиной... Большой энциклопедический словарь