Комедия

Коме́дия

(от греч. komodía)

вид драмы, исполненный комического пафоса (см. Комическое).

Термин «К.» означал первоначально в Древней Греции весёлые песни (от komos — весёлая процессия и ode — песня). Долгое время под К. подразумевалось произведение, полярное трагедии (См. Трагедия), с обязательным счастливым концом; его герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), К. определялась как «низший» жанр, а вся драма делилась на полярно соотнесённые К. и трагедию; такое членение осознанно было нарушено в литературе Просвещения признанием «среднего» жанра — так называемой мещанской драмы (См. Мещанская драма). В 19 в. и особенно 20 в. К. — весьма свободный разноликий жанр.

Устремленный, прежде всего к обличению безобразного («недолжного», противоречащего общественному идеалу или норме), комедиограф претворяет его в смешные формы: герои К. внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению, «идее» — своей претензии, и этим выдаются в жертву смеху. Ослеплённость пороком (самовлюблённый урод) или иллюзорность сознания ставят комического героя ниже окружающей действительности или в разлад с ней, погружая его в «призрачную жизнь» (Гегель); её-то, как «антиидеал», как противоположность истинным общественным и человеческим ценностям, и развеивает смех, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Диапазон комедийной критики чрезвычайно широк — от политической сатиры до лёгкого водевильного юмора. Однако даже в острой социальной К. («Горе от ума» А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий («мильон терзаний» Чацкого) допустимо лишь в определённой мере; иначе — сострадание вытесняет смех и К. преобразуется в жанр драмы («Дело» А. В. Сухово-Кобылина).

Наряду с незримым честным «лицом» всякой К. — смехом, положительное начало нередко бывает представлено в ней и непосредственно, зримо; например: «благородный комизм» в образе Фигаро у П. Бомарше; богатство человеческих чувств в комическом образе Фальстафа в комедиях У. Шекспира, вольнодумство Чацкого. Характеры в К. обычно выписаны очень рельефно: акцентируется не эволюция, а статика характера, не полнота его проявлений, а осмеиваемые черты, что выражает часто человеческую ограниченность, «кукольность» комического персонажа. Многовековая история К. породила разнообразные жанровые разновидности, отличающиеся композиционно-сюжетным строением, структурой образов, характером комического пафоса: К. характеров, К. бытовая (нравов), К. положений, К. интриги, К.-буффонада, лирическая К., героическая К., сатирическая К. и др.

Традиционными средствами создания комического эффекта в сюжете являются перемены от несчастья к счастью, «кви про кво» (одно вместо другого), узнавание и т.п. Комизм положений (особенно характерный для К. положений, основанной на хитроумной интриге, для водевиля (См. Водевиль) и Фарса) в большинстве классических К. (например, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. В. Гоголя) сочетается с комизмом характеров (преобладающим в К. характеров; например, у Мольера или Грибоедова). Важнейшее средство комического эффекта — диалог, речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, контраст с характером, пародия, ирония, а в новейшей К. — остроумие и игра Парадоксами).

«Отцом» К. считают Аристофана, создателя общественно-политической сатирической К. В греческой новоаттической (Менандр) и римской К. (Теренций, Плавт) в центре внимания — перипетии личной, частной жизни. Разновидности античной К.: римская Ателлана, Мим, народная К. и др. Театральное воплощение античной К. требовало гиперболы, карикатурности, буффонады; актёры выступали в масках, изображавших лица традиционных типов. В средние века смеховое начало окрашивает собой народные карнавалы и проникает в лоно религиозных жанров; рождаются фарс, Интермедия, Соти, Фастнахтшпиль. В европейских литературах выделяются устойчивые типы К.: итальянская «учёная комедия» 16 в. и Комедия дель арте, сценическая система которой подняла народную традицию на уровень высокого профессионализма и оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европейского театра; испанская К. «плаща и шпаги» (Лопе де Бега, Тирсо де Молина, П. Кальдерой), «высокая К.» французского Классицизма. Богатством настроений проникнуты любовные К. Шекспира, выражающие излюбленную ренессансную идею о всеобщей и неодолимой власти Природы над человеческим сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комическое и трагическое, Шекспир одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем («Двенадцатая ночь»), с красотой цельных характеров («Укрощение строптивой»). Мольер синтезировал народную комику (фарс, комедия дель арте) с ренессансной «учёной К.», классицистский анализ характера («тип страсти») с живостью народного зрелища и, подняв идейность К. до трагического накала, создал жанр «высокой К.». Просветительская К. сочетала саркастическую насмешку с весельем и чувствительностью положительных героев (Бомарше, Гольдони). В 19 в. образцы сатирической «социально-учительной» К. создают русские реалисты: Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой; их пьесы углубляют К. характеров и нередко соприкасаются с трагедией. Под воздействием просветительской, а затем К. критического реализма формируется русская реалистическая школа актёрского искусства (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский и др.). Новые возможности К. (ослабление интриги, повышенный психологизм, более сложные характеры, интеллектуальные поединки) раскрываются в конце 19—начале 20 вв. (в «К. идей» Б. Шоу и «К. настроений» А. П. Чехова). В 20 в. К. отличается чрезвычайным разнообразием жанровых модификаций (в том числе социально-обличительные комедии Б. Нушича, Б. Брехта, Ш. О'Кейси), вплоть до трагикомедии (Л. Пиранделло, Ж. Ануй) и трагифарса (Э. Ионеско), а также многообразием театр, форм и приёмов выразительности.

Советская комедиография представлена многими жанровыми разновидностями. Продуктивен жанр социально-бытовой К., сочетающей сатирические и драматические мотивы и наследующей образно-стилевой строй реалистической классики 19 в. (Б. С. Ромашов, М. М. Зощенко, А. Е. Корнейчук, Л. М. Леонов; позже — С. В. Михалков, А. Д. Салынский, Ю. Смуул и др.). Популярен жанр «весёлой», или лирической, К., использующей водевильные приёмы; её образцами остаются «Квадратура круга» В. П. Катаева и «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина. В существенно ином, условно-гротескном стиле созданы «сценические карикатуры» В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня». Для условно-гротескного комедийного стиля характерно нарушение бытовой достоверности, крайнее заострение комических ситуаций (эксцентризм) и образов (гипербола, пародия, буффонада), символические и фантастические элементы, обнажение условности и т.д. Ряд черт гротескного стиля сложился в сатирическом фарсе Н. Р. Эрдмана «Мандат», в пьесах М. А. Булгакова. Своеобразный театр комической аллегории и сатирического символа создали К.-сказки Е. Л. Шварца, включающие и светлую лирику (даже самые остросатирические К.: «Дракон» и «Голый король»). Многокрасочна струя комического в ряде пьес Н. Ф. Погодина (например, «Темп», «Аристократы» и др.); комическое в них переплетается с романтическим, а патетика облекается в юмор. Комическое начало в драме вообще весьма распространено в советской драматургии, в том числе, например, во многих пьесах В. С. Розова («В добрый час!», «В поисках радости», «Перед ужином»), А. М. Володина («Назначение»), Л. Г. Зорина. Героическую К. представляет «Давным-давно» А. К. Гладкова, социально-бытовую — пьесы А. В. Софронова.

Советская К. многонациональна; различные по жанру К., получившие признание за пределами республик, созданы А. Е. Корнейчуком, И. К. Микитенко, В. П. Минко (Украина), К. Крапивой, А. Е. Макаёнком (Белоруссия), Ю. Смуулом (Эстония), А. Каххаром (Узбекистан), С. Рахманом (Азербайджан), М. Г. Бараташвили (Грузия), Д. К. Демирчяном (Армения) и др.

Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель, Соч., т. 14, М.,1958, с. 366—69; Булгаков М. А., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Пинский Л., Комедии и комическое начало у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Волькенштеин В., Драматургия, 5 изд., М., 1969.

Л. В. Чертов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Комедия — КОМЕДИЯ — вид драмы (см.), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она:... Литературная энциклопедия
  2. комедия — -и, ж. 1. Вид драматического произведения с смешным, забавным или сатирическим сюжетом. Классическая комедия. Комедия нравов. □ В театре [Юлия Павловна] смотрела всегда драму, комедию редко, водевиль никогда. И. Гончаров, Обыкновенная история. 2. перен. Малый академический словарь
  3. комедия — Ком/е́ди/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. комедия — орф. комедия, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. комедия — Латинское – comoedia. Существительное известно в русском языке начиная с XVII в. Первоначально этим словом обозначали любое театрализованное представление и употребляли наравне с русским существительным «действие». С середины XVIII... Этимологический словарь Семёнова
  6. комедия — Кукольная комедия — перен. лицемерная, притворная церемония. ► Устроить кукольную комедию. Фразеологический словарь Волковой
  7. комедия — КОМЕДИЯ и, ж., КОМЕДИ comédie f. устар. Здание театра, театр. Где королевское величество увидати: Она изволит часто в комеди пребывати. 1738. Фарсон 22. А для прекращения ссор и драк у оной комеди от команды поставить пекет. 1751. Пам. культ. 1986 154. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Комедия — КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. Словарь литературных терминов
  9. комедия — см. >> зрелище, обман см. также -> ломать комедию Словарь синонимов Абрамова
  10. Комедия — • Comoedia, κωμωδία от κῶμος и ὠδή, первоначальная веселая песня, можно полагать, имела подобное же происхождение как и трагедия, хотя о начальных ступенях развития той и другой мы и не имеем определенных и точных сведений. Словарь классических древностей
  11. комедия — I. (иноск.) — притворство Комедию ломать (разыграть) — иноск.: притворяться Ср. Порядочная женщина... с любовью к мужу неуязвима!.. любовь — это ее душа. И ты хочешь, чтобы я посрамила это чувство каким-то притворством, какой-то комедией. Островский. Фразеологический словарь Михельсона
  12. комедия — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? комедии, чему? комедии, (вижу) что? комедию, чем? комедией, о чём? о комедии; мн. что? комедии, (нет) чего? комедий, чему? комедиям, (вижу) что? комедии, чем? комедиями, о чём? о комедиях... Толковый словарь Дмитриева
  13. комедия — Заимств. в конце XVII в. из польск. яз., где komedia < лат. comoedia — из греч. kōmōdia сложения kōmos «веселое гулянье» (первоначально — в честь Диониса) и ōdē «песня». Комедия буквально — «веселое шествие с песнями». Этимологический словарь Шанского
  14. комедия — СМЕХ — ПЛАЧ Заливаться смехом — заливаться плачем. Взрыв смеха — взрыв плача. ○ Иной смех плачем отзывается. Пословица. Мчишься от Аракса до Торжка И не знаешь, где твоя могила! Смех иль плач затаены в груди? Облака и солнце впереди. С. Марков. Рябина. Словарь антонимов русского языка
  15. комедия — КОМЕДИЯ -и; ж. [греч. kōmōdia от kōmos — сельский праздник и aeidein — петь] 1. Драматическое произведение со смешным, забавным или сатирическим сюжетом. Классическая к. К. нравов. К. положений. Сатирическая к. Сегодня вечером играют комедию. Толковый словарь Кузнецова
  16. комедия — коме́дия начиная с XVII в. (см. Смирнов 147 и сл.), диал. коме́дь, псковск. (AfslPh 18, 618), вятск. (Васн.), ками́дь "шутка", с.-в.-р. (Барсов, Причит.). Из польск. komedia от лат. соmоеdiа, первоисточником которого явл. греч. κωμῳδία; см. Преобр. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. комедия — Комедии, ж. [греч. komodia]. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров. || Представление на сцене такого произведения (театр.). В театре шла комедия. Большой словарь иностранных слов
  18. комедия — КОМ’ЕДИЯ, комедии, ·жен. [·греч. komodia]. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров. | Представление на сцене такого произведения (театр.). Толковый словарь Ушакова
  19. комедия — Заимствование из польского komedia, восходящего к греческого слову. Этимологический словарь Крылова
  20. комедия — комедия I ж. см. комедь 1. Драматическое произведение с веселым, смешным или сатирическим сюжетом. 2. Представление на сцене такого драматического произведения. II ж. разг. 1. Смешное, забавное происшествие. 2. перен. Притворство, лицемерие (в поступках, поведении). Толковый словарь Ефремовой
  21. КОМЕДИЯ — КОМЕДИЯ (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной... Большой энциклопедический словарь
  22. комедия — КОМЕДИЯ ж. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде. || *Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Толковый словарь Даля
  23. Комедия — Драматическое "воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение" (Аристотель, "Поэтика", гл. V). Это определение, данное в Греции, верно и для современной... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  24. комедия — КОМЕДИЯ, и, ж. 1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к. 2. перен. Притворство, лицемерие в какихн. действиях. Ломать комедию (разг. неодобр.). 3. То же, что умора (разг.). | прил. комический, ая, ое (к 1 знач. Толковый словарь Ожегова