Кода

I

Ко́да (итальянский coda, буквально — хвост)

1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):

Знай, что смерти роковая сила

Не могла сковать мою любовь,

Я нашла того, кого любила,

И его я высосала кровь!

И, покончив с ним,

Я пойду к другим, —

Я должна идти за жизнью вновь!

2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.

II

Ко́да

Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889); в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе: «Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893—95; «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.

Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кода — -ы, ж. 1. муз. Заключительная часть музыкального произведения. 2. лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк. [итал. coda] Малый академический словарь
  2. Кода — р. см. Кодинский Топонимический словарь
  3. Кода — (итал. coda, от лат. cauda — хвост) — завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Музыкальная энциклопедия
  4. кода — Ко́д/а (муз.). Морфемно-орфографический словарь
  5. кода — орф. кода, -ы (муз.) Орфографический словарь Лопатина
  6. Кода — КОДА — удлинение. В твердых формах — прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет». Словарь литературных терминов
  7. кода — КОДА -ы; ж. [итал. coda] 1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения. 2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нём четырнадцати строк. Толковый словарь Кузнецова
  8. кода — ко́да "курятник", олонецк. (Кулик.). Из карельск., вепс., люд. koda "хлев, хижина", фин. kоtа; см. Калима 121. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. кода — Коды, ж. [ит. coda]. 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вм. 14). Большой словарь иностранных слов
  10. кода — К’ОДА, коды, ·жен. (·итал. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вместо 14). Толковый словарь Ушакова
  11. кода — КОДА ж. муз. итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения. Толковый словарь Даля
  12. кода — кода ж. 1. Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие. 2. Стихи — в сонете, рондо и т.п. — сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике). Толковый словарь Ефремовой
  13. КОДА — КОДА (итал. coda, букв. — хвост) — 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие. Большой энциклопедический словарь