Инь

Или Шан, название первой достоверной эпохи истории китайского народа и раннего государства в Китае (16—11 вв. до н. э.). Последняя столица И. находилась близ современного Аньяна, у с. Сяотунь (провинция Хэнань). В хозяйственной жизни основную роль играли земледелие и скотоводство, существовали охота и рыболовство. Землю обрабатывали главным образом каменными и деревянными орудиями. Ремесленное производство достигло значительного развития, в частности изготовление бронзовых сосудов, оружия, некоторых орудий труда, предметов керамики. В период И. появилась иероглифическая письменность — так называемые гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Данные археологических находок и эпиграфические памятники позволяют делать вывод о значительном имущественном расслоении, классовой дифференциации в иньском обществе. Угнетённые классы состояли из общинников — основных непосредственных производителей в земледелии — и рабов. Общинники (чжун, чжунжэнь) фактически находились на положении государственно-зависимых и, по-видимому, немногим отличались от рабов. Рабами были в основном военнопленные. К 14 в. до н. э. уже сложилось государство, во главе которого стоял ничем не ограниченный царь — Ван. Государство И. вело длительную борьбу с соседними племенами (туфан, мафан, цян и др.). В 11 в. до н. э. родственное племя чжоу, воспользовавшись обострением классовых противоречий и междоусобной борьбой в государстве И., уничтожило его.

Вопрос о характере общественного строя эпохи И. учёными ещё не решен. Большинство китайских учёных (Го Мо-жо, У Цзэ и др.) считает, что тогда уже существовал развитый рабовладельческий строй, а некоторые (Люй Чжэнь-юй, Фань Вэнь-лань и др.) даже утверждают, что к концу эпохи совершается переход к феодализму. Но есть учёные, которые считают иньское общество переходным от родового к классовому (Чжао Си-юань) или последней ступенью первобытного общества (Юй Син-у). Советские учёные также расходятся во мнениях. Одни считают иньское общество классовым — раннерабовладельческим (Л. И. Думан) или развитым рабовладельческим (Р. В. Итс), другие — разлагающимся первобытнообщинным, находившимся на стадии военной демократии (Т. В. Степугина) или складывающимся классовым обществом (М. В. Крюков, Л. С. Васильев).

Л. И. Думан.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИНЬ — Или Шан, — название первой достоверной эпохи истории кит. народа и раннего гос-ва в Китае. Традиционная кит. историография относила эту эпоху к 18-12 вв. до н. э., совр. кит. и иностр. ученые датируют ее примерно 1600-1027 до н. Советская историческая энциклопедия
  2. инь — орф. инь, нескл., с. (понятие китайской философии) Орфографический словарь Лопатина
  3. инь — (Кит.) Женский принцип материи, оплодотворенной Yo, мужским эфирным принципом, и низвергнутый после этого во вселенную. ИНКАРНАЦИИ (Божественные) или Аватары. Концепция Непорочности столь же по преимуществу египетская, как и индусская. Теософский словарь
  4. Инь — Одно из основных понятий древнекитайской натурфилософии. Одна из универсальных (наряду с Янь) космических полярных постоянно переходящих друг в друга сил. Символизирует некое пассивное начало, отождествляемое также с женским, холодным и т.п. Краткий религиозный словарь
  5. ИНЬ — ИНЬ (или Шан) — древнекитайское государство в 14-11 вв. до н. э. Было завоевано племенем чжоу. Большой энциклопедический словарь