Индивидуализм

Индивидуали́зм

(франц. individualisme, от лат. individuum — неделимое)

тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в моральном поведении, так и в различных концепциях — этической, философской, идеологической, политической и т. п. Концепции И. изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анархизм). И. не характерен для примитивных, архаических обществ, где индивиды ещё настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные его частицы; там индивиды не доросли даже и до И. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 18). И. возникает и упрочивается лишь в развитых классово-антагонистических формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой — их культурно-исторические силы получают отчуждённую и безличную форму существования, в противовес их непосредственному бытию (см. Отчуждение). Таковы частнособственнические, особенно буржуазные, отношения, которые Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они порождают точку зрения изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого, что на деле является результатом длительного общественно-исторического процесса. Коренное противоречие И. состоит в том, что он для самоутверждения индивида предполагает индивидуализацию общественно выработанных культурных богатств, но одновременно не признаёт общественного источника, характера и направленности самой этой индивидуализации.

Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в античном обществе (Киники, Киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен культ индивидуальности, переходящий в И. Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого буржуазного общества формируются концепции более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец М. Штирнер («Единственный и его достояние», рус. пер. 1906) провозгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «Мое» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3). Поскольку И. выносит всякую логику общественного процесса за пределы человеческой сущности, это создаёт возможность иррационалистического осмысления его позиции. Такую возможность наиболее полно реализовал Экзистенциализм. В условиях монополистического капитализма преобладают следующие тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и И. приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со стороны буржуазных социальных институтов, с утверждением «человека организации»; 2) усиливается утилитаристское отношение к культуре, уход человека от широких проблем общественной жизни и борьбы в потребительство. На почве анархистской и нигилистической ультралевой «революционности» бунтовщический И. сочетается с примитивнейшим антииндивидуализмом (Маоизм, гошизм), враждебным социализму и мировому коммунистическому движению.

Марксизм объяснил природу, историческую роль И. и показал пути его преодоления. Критикуя И., марксизм не противопоставляет ему безличные общественные формы, оторванные от индивидов, а ориентирует на практическое устранение социальной почвы И. и полное освоение индивидами сложного и противоречивого содержания их общественной жизни. Целостное развитие самостоятельной личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью и через неё, следовательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см. там же, с. 75). В борьбе за коммунизм условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида (см. там же, т. 4, с. 447). Эта идея стала программным положением коммунистической партии: «Всё для человека». Коммунистическое воспитание, вся идеологическая деятельность коммунистической партии направлены на полное преодоление пережитков И. (стяжательство, высокомерие, противопоставление коллективу, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой личности, исполненной идейности (См. Идейность), глубокой ответственности, нравственной активности, творческого отношения ко всем аспектам социальной жизни.

Г. С. Батищев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИНДИВИДУАЛИЗМ — ИНДИВИДУАЛИЗМ — тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций — от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма. Большой энциклопедический словарь
  2. индивидуализм — Индивид/у/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  3. индивидуализм — КОЛЛЕКТИВИЗМ — ИНДИВИДУАЛИЗМ Проявление коллективизма — проявление индивидуализма. ○ Обыкновенно коллективизм понимают, как противоположение индивидуализму. Н. Бердяев. Судьба России. Словарь антонимов русского языка
  4. индивидуализм — ИНДИВИДУАЛИЗМ а, м. individualisme m. Вся сумма качеств и признаков, характеризующих ту или другую личность; нравственная физиономия, или, еесли так можно выразиться, самость лица. Павленков 1911. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Индивидуализм — (лат. individuum — индивидуум, особь) понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели... Педагогический терминологический словарь
  6. индивидуализм — индивидуализм м. 1. Нравственный принцип, тип мировоззрения, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума индивидуум II, противопоставляются интересам коллектива, общества. Толковый словарь Ефремовой
  7. индивидуализм — ИНДИВИДУАЛ’ИЗМ, индивидуализма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). Философское направление, считающее... Толковый словарь Ушакова
  8. индивидуализм — 1) противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества, при котором личные интересы ставятся выше общественных; 2) понимание общественных явлений как результата деятельности отдельных личностей, а не народов, масс, классов Большой словарь иностранных слов
  9. индивидуализм — ИНДИВИДУАЛИЗМ, а, м. 1. Нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. 2. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности. | прил. индивидуалистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. Индивидуализм — 1) теоретический (метафизический) — признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. индивидуализм — • крайний ~ Словарь русской идиоматики
  12. ИНДИВИДУАЛИЗМ — ИНДИВИДУАЛИЗМ — англ. individualism; нем. Individualismus. Мировоззренческая позиция, принцип поведения, утверждающие индивида в качестве абсолютной ценности; характеризуется преобладанием индивидуальных интересов над коллективными. Социологический словарь
  13. ИНДИВИДУАЛИЗМ — ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. idividuum — неделимое) — философско-этический принцип, утверждающий приоритет ' и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению... Новейший философский словарь
  14. индивидуализм — орф. индивидуализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  15. индивидуализм — -а, м. 1. Нравственный принцип буржуазной идеологии и морали, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива. Малый академический словарь
  16. индивидуализм — ИНДИВИДУАЛИЗМ -а; м. [франц. individualisme] 1. Нравственный принцип идеологии и морали, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива. Толковый словарь Кузнецова