Дионисий

I

Диони́сий (греч. Dionýsios)

В Сиракузах: Д. I Старший (около 432—367 до н. э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись во время войны с Карфагеном (408—405) как предводитель отряда наёмников, захватил власть, сохранив в демагогических целях народное собрание и совет. Опирался на армию из наёмников, новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики, Италии. Пользовался поддержкой реакционных элементов всей Греции и сам оказывал помощь, например Спарте в борьбе с Беотийским союзом. При нём Сиракузы превратились в крупный культурный центр; Д. I был автором ряда трагедий, стихов, песен. Д. II Младший (гг. рождения и смерти не установлены), тиран в 367—357 и в 346—344 до н. э. Старший сын Д. I. Как и отец, видя в армии свою опору, став тираном, создал сильное и многочисленное войско. Объявлением амнистии, отменой на 3 года подати и др. мероприятиями Д. II привлёк на свою сторону бедноту. Около 357 вёл войну в Южной Италии с греческими гг. Регием, Кавлонией и племенами луканов. В это время власть в Сиракузах захватил родственник Д. II — Дион. В 346 Д. II вновь овладел властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем г. Леонтин Гикетом и коринфским полководцем Тимолеоном, сдал крепость последнему; сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом богини Кибелы, умер в крайней нищете.

Лит.: Фролов Э. Д., Выступление и приход к власти Дионисия Старшего, «Вестник древней истории», 1971, № 3; Stroheker K., Dionysios I. Gestalt und Geschichte des Tyrannen von Syrakus, Wiesbaden, 1958.

С. С. Соловьёва.

II

Диони́сий (около 1440 — после 1502, по другим исследованиям, после 1503)

русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Бо́льшая часть работ Д., исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Д. и его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Д. по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, — все три в Третьяковской галерее; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500—02 (по другим исследованиям — 1502—03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Д. приписывают также иконы «Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др. работ. Созданные Д. с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500—02, по др. исследованиям — 1502—03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским.

Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482—531; Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175—187; Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970.

Н. К. Голейзовский.

Дионисий

Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—02 или 1502—03.

Дионисий. Рис. 2

Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.

III

Диони́сий (светские фамилия и имя — Зобниковский Давид Фёдорович)

(1570 или 1571, Ржев, — 10.5.1633, Сергиев, ныне Загорск), русский церковный деятель; в 1605—10 архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610—18, 1619—33 — Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 века (См. Польская и шведская интервенции начала 17 века) поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611—12 призывал к борьбе с польскими интервентами и сохранению классового мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать народному ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья.

Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, Тверь, 1890; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М. — Л., 1955.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДИОНИСИЙ — 1. (светское имя — Давид Федорович Зобниковский) (1570 или 1571 — 10.V.1633) — рус. церк. деятель; в 1605-10 — архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610-18, 1619-33 — Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала... Советская историческая энциклопедия
  2. Дионисий — (около 1440 — после 1503), иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в. Москва. Энциклопедический справочник
  3. Дионисий — Дионисий («принадлежащий Дионису (или Вакху, богу вина)» ), житель Афин, уверовавший в результате проповеди ап. Павла в Ареопаге (Деян 17:34). Д. был ареопагитом, т.е. членом афин. верховного суда (Ареопага). По словам коринфского епископа Дионисия (ок. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Дионисий — В миру Хитров, Димитрий Васильевич (1818-1896) православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Педагогический терминологический словарь
  5. Дионисий — • Dionysius, Διονύσιος 1. фокеец, предводитель ионян в восстании их против персов. После битвы при Ладе он уехал в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами. Hdt. 6, 11 сл.; 2. Словарь классических древностей
  6. Дионисий — Дион’исий (принадлежащий Дионису) (Деян.17:34) — Ареопагит, один из уверовавших во Христа после проповеди ·ап. Павла в ареопаге, ·возм., один из членов ареопага. По свидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 ·г. мученически погиб. Библейский словарь Вихлянцева
  7. Дионисий — (около 1440 — после 1502, по другим исследованиям — после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Художественная энциклопедия
  8. Дионисий — орф. Дионисий, муж. имя (Дионисиевич, Дионисиевна и Дионисьевич, Дионисьевна) Орфографический словарь Лопатина
  9. Дионисий — Я, муж. Стар. форма имени (см. Денис). Отч.: Дионисиевич, Дионисиевна. Словарь личных имен
  10. Дионисий — Дионисий святой, архиеп. суздальск., † (15 окт.?) 1385. {Венгеров} ♦ Дионисий архимандрит, миссионер 1905 г. {Венгеров} ♦ Дионисий архимандрит, настоятель можайского Лужецкого монастыря 1892 г. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  11. ДИОНИСИЙ — ДИОНИСИЙ — в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818-96) — русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Большой энциклопедический словарь