Действительность

Действи́тельность

Объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие Д. употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Д. употреблялось уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и истинного, т. е. действительного, мира у Демокрита, чувственного мира и действительного мира — мира идеальных сущностей у Платона. Напротив, у Аристотеля синонимом Д. выступал чувственно воспринимаемый мир, который оказывался реализацией вечных и неизменных форм (см. Возможность и действительность). Эта трактовка была воспринята средневековым католическим мыслителем Фомой Аквинским. В философии нового времени 16—18 вв. Д. истолковывалась как наличное бытие, существующее в пространстве и времени в виде совокупности материальных тел. Д. в трактовке философов нового времени — Т. Гоббса, Р. Декарта и др. — приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. И. Кант рассматривал проблему Д. как теоретико-познавательную; критерием Д. для Канта является чувственное восприятие. И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель считали Д., объективный мир, продуктом деятельности разума. Возражая против гегельянского идеалистического толкования Д. как одной из ступеней самопознания абсолютного духа, Л. Фейербах отстаивал взгляд на неё как на чувственную данность в пространстве и времени, которая не только не нуждается в мышлении для своего существования, но, напротив, сама придаёт ему истинность. Современный неотомизм возрождает средневековую трактовку Д., связывая её с понятиями акта и потенции; Д. есть становящееся бытие, реализующее «чистые» формы. В экзистенциалистско-персоналистском направлении философской мысли рассмотрение действительного перемещается из области разумного и всеобщего в область волевого и индивидуального; понятие Д. употребляется в смысле непосредственной жизненной сферы — человеческих переживаний, выбора, решения и т.д.; это — подлинное бытие, но понятое не онтологически, а антропологически, в связи с самовыражением личности. Т. о., сфера социально-исторической, человеческой Д. трактуется субъективистски.

В марксистской философии понятие Д. в смысле подлинной реальности совпадает с понятием материи. Социально-историческую Д. марксизм рассматривает: как объективный мир, реализующий свои тенденции, законы, потенции, т. е. как бытие в его самоизменении и саморазвитии; как объект и результат человеческой деятельности, практики. Практика, будучи специфически человеческим отношением к бытию, является критерием различения Д. и видимости, критерием истинности мышления: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 195).

А. П. Огурцов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности; понятие «действительность» используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Новая философская энциклопедия
  2. действительность — -и, ж. 1. То, что существует на самом деле, реальное существование чего-л.; реальность. Земля есть действительность, существующая вне нас. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. — Как давно это было!.. Малый академический словарь
  3. действительность — Действи́тельн/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  4. действительность — действительность , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  5. действительность — орф. действительность, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ Слово действительность образовано от прилагательного действительный, которое, в свою очередь, произошло от глагола дѣйствити. Историко-этимологический словарь
  7. действительность — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? действительности, чему? действительности, (вижу) что? действительность, чем? действительностью, о чём? о действительности 1. Действительностью называют то, что существует на самом деле, реальное существование чего-либо. Толковый словарь Дмитриева
  8. действительность — РЕАЛЬНОСТЬ — НЕРЕАЛЬНОСТЬ Реальность рассуждений — нереальность рассуждений. Реальность выводов — нереальность выводов. ○ Ощущение нереальности происходящего завораживало Козырева ... Словарь антонимов русского языка
  9. действительность — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ -и; ж. 1. То, что существует на самом деле, реальное существование чего-л.; реальность. 2. Объективные условия жизни людей, окружающая обстановка. Русская д. Современная д. В действительности (на самом деле). Толковый словарь Кузнецова
  10. действительность — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, и, ж. 1. см. действительный. 2. Объективный мир во всём многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. Литература отражает д. Современная д. • В действительности так как есть, действительно, на самом деле. Толковый словарь Ожегова
  11. действительность — См. действовать Толковый словарь Даля
  12. действительность — ДЕЙСТВ’ИТЕЛЬНОСТЬ, действительности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). 1. Бытие, какая-нибудь сфера бытия. Социальная действительность. Художественная действительность. 2. То, что реально существует. Не сон, а действительность. Толковый словарь Ушакова
  13. действительность — действительность ж. 1. Совокупность природных и общественно-исторических явлений; объективный мир, бытие. 2. То, что существует на самом деле; реальность. || Реальное существование кого-либо или чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  14. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. Большой энциклопедический словарь
  15. Действительность — В категориях рассудка понятие Д. связано с понятиями возможности и необходимости, занимая середину между ними. Прежде всего должно в самом понятии Д. различать двоякий смысл: Д. фактов сознания как таких и Д. их предмета, или объективного содержания. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона