Грим

(франц. grime, буквально — забавный старикан, от староитал. grimo — морщинистый)

искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Г. в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Г. некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим Г. пользовались участники средневековых мистерий, моралите (15—16 вв.). Идеализированный, обобщённый Г. был создан театром классицизма. Во 2-й половине 18 в. делались попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность (Г. актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма — Франция; Д. Гаррика — Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства Г. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать Г.- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Г. были русские драматические актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.

Важнейшее значение Г. в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство Г. стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства Г. в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства Г. занимался художник Р. Д. Раугул.

Искусство Г. в кино имеет свою специфику. Г. приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки, к характеру освещения. Если в черно-белом кино Г. основывался на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер. Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное средство выразительности. Увеличенное изображение на экране («крупный план») в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой работы гримёра-художника.

Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 113—25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л. — М., 1939: Раугул Р. Д., Грим, 2 изд., Л. — М., 1947.

Грим

Н. П. Хмелёв. Он же в роли Пеклеванова («Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова).

Грим. Рис. 2

Ф. И. Шаляпин. Он же в роли Ерёмки («Вражья сила» А. Н. Серова).

Грим. Рис. 3

К. С. Станиславский. Он же в роли Аргана («Мнимый больной» Мольера).

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. грим — -а, м. 1. Требуемый исполняемой ролью вид, приданный лицу актера при помощи специальных средств (красок, наклеек и т. п.). Удачный грим. Играть в гриме. □ — О Жигулеве, конечно, слышал и рецензии читал!.. портреты его в гриме видел! Скиталец, Кандалы. Малый академический словарь
  2. грим — Грим/. Морфемно-орфографический словарь
  3. грим — орф. грим, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. грим — Французское – grim. Немецкое – Grimm (гнев). В русском языке слово известно с середины XIX в., в словарях встречается с 1861 г. Русское слово представляет собой заимствование из французского, где grim – «актер, исполняющий роль смешного старика»... Этимологический словарь Семёнова
  5. Грим — (от итал. grimo — морщинистый; франц. grimer — подкрашивать лицо) 1. Искусство изменения лица актера при помощи специальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика соответственно исполняемой роли и театрального костюма. Энциклопедия моды и одежды
  6. грим — ГРИМ а, м. grime <�ит. grimo морщинистый. 1.Театральное амплуа смешного старика. < Пономарев> грим необыкновенный, потому что не карикатура, но естественен и отлично понимает свои роли. 3. 1. 1807. Жихарев Дн. театрала. Словарь галлицизмов русского языка
  7. грим — ГРИМ -а; м. [итал. grimo — морщинистый] Специальные средства (краски, накладки, наклейки и т.п.), применяемые для изменения внешности актёра в соответствии с исполняемой ролью; оформление лица с помощью этих средств. Наложить г. Играть без грима. Толковый словарь Кузнецова
  8. грим — ГРИМ, а, м. 1. Оформление лица (раскраска, использование пластических и волосяных наклеек, париков) для игры на сцене. Играть в гриме. Наложить г. 2. Карандаши и другие принадлежности, употр. при гримировке. Толковый словарь Ожегова
  9. грим — Грима, м. [от ит. grimo – морщинистый] (театр.). Раскраска лица для игры на сцене. Наложить грим. Играть в гриме. На повторные вызовы публики актер вышел уже без грима. || Краски в виде карандашей, употр. для гримировки. Взял с собой грим. Большой словарь иностранных слов
  10. грим — ГРИМ, грима, ·муж. (от ·итал. grimo — морщинистый) (театр.). Раскраска лица для игры на сцене. Наложить грим. Играть в гриме. На повторные вызовы публики актер вышел уже без грима. | Краски в виде карандашей, употр. для гримировки. Взял с собой грим. Толковый словарь Ушакова
  11. грим — грим м. 1. Вид, требуемый актёру исполняемой ролью и приданный ему с помощью специальных средств. 2. Специальные средства, применяемые для изменения внешности актёра в соответствии с исполняемой ролью. 3. разг. Косметические средства для лица. Толковый словарь Ефремовой
  12. ГРИМ — ГРИМ (франц. grime, букв. — забавный старикан) — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок (грима) — пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др. 2) Гримировальные краски и другие принадлежности грима. Большой энциклопедический словарь
  13. грим — Театр., из франц. grime "забавный старикан"; см. Гамильшег, EW 491; Горяев, ЭС 80. Этимологический словарь Макса Фасмера