Витализм

Витали́зм

(от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой)

идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. В. берёт начало от первобытного Анимизма — представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях величайших мыслителей античности: Платона — о бессмертной душе (психее) и Аристотеля (См. Аристотель) — об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического так и органического мира. В 17 в. появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 в. немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство. В начале 19 в. отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов 18 в. (Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус — жизненной силой (vis vitalis — отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму. Во 2-й половине 19 в. вульгарный механистический материализм снова сменился волной В., названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш, считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и другие виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Отказываясь от объяснения жизненных явлений, В. демонстрирует бессилие идеализма в решении вопроса о сущности жизни, её происхождении и развитии. Источником возрождающихся время от времени виталистических воззрений является неудовлетворённость виталистов механистическими объяснениями жизненных явлений и неспособность применять для этих объяснений методологию диалектического материализма. Критикуя недостатки толкования сущности жизни и главных свойств живого механистического материализмом, В., по существу, сам не выходит за рамки метафизической, механистической методологии. Утверждая несводимость жизни к совокупности химических, физических и механических явлений, В. абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения вымышленные нематериальные факторы. Для В. характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание Х. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина; телефиналистической трактовки эволюции современными идеалистами). Виталисты всегда использовали для обоснования своей позиции нерешённость тех или иных проблем (например, предполагавшуюся невозможность синтеза органических веществ вне организма и т.п.). По мере того как те или иные особенности живого получали научное, материалистическое объяснение, В. апеллировал к другим, ещё не изученным областям. В. идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии В. проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции, например Психоламаркизм, творческая эволюция (французский философ А. Бергсон) и др.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т 18; Тимирязев К. А., Витализм и наука, Соч., т. 5. М., 1938; Дриш Г., Витализм. Его история и система, М., 1915; Тейяр де Шарден П., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965.

Л. Я. Бляхер.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВИТАЛИЗМ — ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis – жизненный) – мировоззренческая позиция в биологии, согласно которой все живые системы принципиально отличаются от косных тел тем... Новая философская энциклопедия
  2. витализм — -а, м. Идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. [От лат. vitalis — жизненный] Малый академический словарь
  3. ВИТАЛИЗМ — ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный) — англ. vitalism; нем. Vitalismus. Учение в биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах (энтелехия, "созидающая сила", "порыв к форме" и т. д.). Социологический словарь
  4. витализм — орф. витализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. витализм — ВИТАЛИЗМ а, м. vitalisme m. Учение о "жизненной силе", согласно которому явления, происходящие в организме, являются действием особого жизненного начала, присущего живым телам и не подлежащего законам физики и химии. Павленков 1911. Витализм микробов. Словарь галлицизмов русского языка
  6. витализм — ВИТАЛИЗМ — идеалистическое учение, согласно которому все биологические процессы, происходящие в организме, направляются и регулируются нематериальными силами. Ботаника. Словарь терминов
  7. витализм — Витал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  8. витализм — (франц. vitalisme, от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой), идеалистич. течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. Биологический энциклопедический словарь
  9. Витализм — (лат. vitalis относящийся к жизни, жизненный) одна из основных идеалистических концепций в биологии и медицине, объясняющая специфику органической жизни наличием особых нематериальных и непознаваемых факторов («жизненная сила», «порыв» и т.д.). Медицинская энциклопедия
  10. витализм — ВИТАЛИЗМ -а; м. [от лат. vitalis — жизненный] Направление в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы (души и т.п.), управляющей жизненными явлениями. Толковый словарь Кузнецова
  11. витализм — Витализма, мн. нет, м. [от латин. vitalis – жизненный] (науч.). Направление в биологии, объясняющее процессы жизни наличием в организмах особой “жизненной силы”. Большой словарь иностранных слов
  12. витализм — ВИТАЛ’ИЗМ, витализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. vitalis — жизненный) (научн.). Идеалистическое направление в биологии, объясняющее процессы жизни наличием в организмах особой "жизненной силы". Толковый словарь Ушакова
  13. Витализм — Так называется учение о "жизненной силе" как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  14. витализм — витализм м. Одно из направлений в биологии, объясняющее возникновение и существование всего живого наличием непознаваемых человеком нематериальных и иррациональных факторов: жизненной силы, души и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  15. ВИТАЛИЗМ — ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный) — течение в биологии, признающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы ("жизненная сила", "душа", "архей" и др.) — управляющей жизненными явлениями. Большой энциклопедический словарь
  16. ВИТАЛИЗМ — ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis — живой, жизненный) — течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. Новейший философский словарь