Висконти

I

Виско́нти (Visconti)

знатный род ломбардских феодалов (известен с конца 10 в.); в 1277—1447 — тираны Милана. Оттон В., архиепископ Милана (с 1262), стал в 1277 властителем города. К началу 14 в. преемники Оттона, опираясь попеременно на пап и императоров, по существу ликвидировали республиканские учреждения. В 13 в. В. вступили на путь территориальной экспансии, присоединив Пьяченцу, Бергамо, Кремону, Верчелли, Брешу, Парму и на короткое время — Болонью (1350—54) и Геную (1353—56). Джан Галеаццо В. (1385—1402) получил в 1395 титул герцога Милана, в 1397 — герцога Ломбардии; его владения охватили значительную часть Северной Италии. При Джованни Мария В. (1402—12) большинство завоёванных территорий было утрачено. Филиппе Мария В. (1412—47) в длительных войнах с Венецией и Флоренцией частично восстановил территорию Миланского герцогства. Династия В. прекратилась в 1447.

М. Л. Абрамсон.

II

Виско́нти (Visconti)

Лукино (р. 2.11. 1906, Милан), итальянский режиссёр театра и кино, сценарист. Родился в аристократической семье. Работать в кино начал в 1936. Входил в группу антифашистски настроенных молодых кинокритиков, выступал в киножурналах антифашистской направленности («Бьянко и неро» и др.). Первая режиссёрская работа — фильм «Одержимость» (1942) по мотивам романа американского писателя Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». В годы 2-й мировой войны В. участвовал в Движении Сопротивления.

В. был одним из основоположников Неореализма. Наиболее значительные фильмы: «Земля дрожит» (1948), «Самая красивая» (1951), «Чувство» (1954), «Рокко и его братья» (1960), «Леопард» (1962, по роману Дж. Т. ди Лампедузы) и «Проклятые» («Гибель богов», 1970).

С 1945 работает также как театральный режиссёр. Поставил спектакли: «Смерть коммивояжёра» (1950) и «Вид с моста» (1958) Миллера, «Три сестры» (1952) и «Дядя Ваня» (1956) Чехова; оперы «Травиата» и «Трубадур» Верди и др.

Ряд фильмов В. получил премии международных кинофестивалей. Творчество В. отличается прогрессивной направленностью, социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой внутренней связью с традициями итальянской и мировой литературы, масштабностью тем.

Соч.: Земля дрожит, в сб.: Сценарии итальянского кино, М., 1958; Рокко и его братья, пер. с итал., М., 1962.

Лит.: Шитова В., Лукино Висконти, М., 1965; Nowell-Smith G., Luchino Visconti, L., 1967.

Висконти

Л. Висконти.

Висконти. Рис. 2

Кадр из фильма «Рокко и его братья». 1960. Режиссёр Л. Висконти.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВИСКОНТИ — (Visconti) — знатный род ломбардских феодалов (известен с кон. 10 в.); в 1277-1447 — тираны Милана. Оттон В., архиепископ Милана (с 1262) стал в 1277 властителем города. К нач. Советская историческая энциклопедия
  2. Висконти — Висконти (Visconti) знатный итальянский род (известен с конца X в.), к которому принадлежали тираны (правители) Милана в 1277—1447 (с 1395 — герцоги). Большая биографическая энциклопедия
  3. ВИСКОНТИ — ВИСКОНТИ (Visconti) — знатный итальянский род (известен с кон. 10 в.) — к которому принадлежали тираны (правители) Милана в 1277-1447 (с 1395 — герцоги). Большой энциклопедический словарь