Вече

I

Ве́че (общеславянское; от старославянского вет — совет)

народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь) феодальная знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11—12 вв.). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, повелеваша... ». В. имело постоянное место сбора (в Новгороде — Ярославово дворище, в Киеве — двор храма Софии, в Пскове — двор храма Троицы). Кроме того, собирались В. отдельных частей крупных городов (например, «кончанские» В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определенную возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила феодальная знать и которому принадлежала фактическая власть в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М.,1867; Греков Б. Д.. Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353—58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П. О древнерусском вече, «Вестник МГУ, Серия 9, История», 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.

II

Ве́че

наименование палат представительных органов Югославии — скупщин (См. Скупщина). Различаются общеполитические В. скупщин, представляющие всё население, и В. трудовых содружеств, представляющие граждан, работающих на производстве или в учреждениях и организациях. В общинных скупщинах имеется два В. — общинное и трудовых содружеств, а в краевых, республиканских и Союзной скупщинах — по два общеполитических В., совместно решающих вопросы, и по три специализированных В. трудовых содружеств (хозяйственное, социально-здравоохранительное, культурно-просветительное), участвующих в решении вопросов, входящих в компетенцию скупщины лишь в соответствии со своей специализацией. В союзной скупщине имеется также В. национальностей, представляющее республики и автономные края. Одно из общеполитических В. (а в союзной скупщине — В. национальностей) занимает ведущее положение, участвуя в решении всех вопросов, рассматриваемых скупщиной, второе считается представительством общин, В. национальностей является представительством республик и автономных краев. См. также Югославия, раздел Государственный строй.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. вече — -а, ср. Народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел, в некоторых городах (Новгороде, Пскове) являвшееся высшим органом власти. Новгородское вече. Малый академический словарь
  2. ВЕЧЕ — (от "вещать" — говорить) — нар. собрание в древней и ср.-век. Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием др.-рус. гос-ва (см. Киевская Русь) феод. знать ограничивала при помощи... Советская историческая энциклопедия
  3. вече — орф. вече, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. вече — см. >> парламент, совет Словарь синонимов Абрамова
  5. вече — Ве́ч/е. Морфемно-орфографический словарь
  6. вече — Общеслав. Образовано с помощью суф. -j- от větъ «совет», в др.-рус. яз. еще употреблявшегося. См. ответ. Этимологический словарь Шанского
  7. вече — ВЕЧЕ -а; ср. В некоторых городах Древней Руси в 10 — 15 вв.: народное собрание для решения общественных дел (объявления войны и заключения мира, призвания и изгнания князей, принятия законов и т.п.); место такого собрания. Новгородское в. Собрать... Толковый словарь Кузнецова
  8. вече — ВЕЧЕ или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр. Толковый словарь Даля
  9. вече — ВЕЧЕ, а, ср. На Руси в 1015 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовёт на в. | прил. вечевой, ая, ое. В. колокол. Толковый словарь Ожегова
  10. вече — В’ЕЧЕ, веча, ср. (·ист. ). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. | Место, где собирается вече. Толковый словарь Ушакова
  11. вече — Общеславянское слово, образованное от вътъ – "совет". В Древнем Новгороде (который по способу правления был республикой) вечем называлось собрание горожан, на котором решались все важные городские вопросы. Этимологический словарь Крылова
  12. вече — вече I ср. 1. Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X — XIV вв., а в Новгороде, Пскове и на Вятской земле — до начала XVI в.). 2. Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии). II ср. Толковый словарь Ефремовой
  13. ВЕЧЕ — ВЕЧЕ — народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие — в русских городах 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. Большой энциклопедический словарь
  14. вече — ве́че "народное собрание в древнем Новгороде", укр. вíче, др. русск. вѣче, ст.-слав. вѣште (Супр.), сербохорв. ве́ħе, виjе́ħе, др.-чеш. věce, польск. wiec. Праслав. *věti̯o; ср. вет "совет"; см. Mi. EW 387 и сл.; Преобр. 1, 109 и сл. Ср. др.-чеш. аор. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. вече — (от старослав. вет — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси в x-XIV вв. решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. в новгородской и псковской республиках... Большой юридический словарь