Венеты и прасины

Вене́ты и прасины

Главные цирковые партии (димы) в городах Византии (См. Византия), где (как ранее в античном Риме) организовывались состязания (преимущественно конные) и представления в цирке и на ипподроме. Вокруг зрелищ складывались партии «болельщиков», получавшие названия по цвету одежды возниц (так, венеты — «голубые», а прасины — «зелёные»). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, денежные средства, которые каждая партия собирала со своих сторонников. Первоначально димы были чисто спортивными организациями. После закона императора Константина (правившего в 306—337) об «аккламациях» (праве городского населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) димы стали превращаться к конце 4 в. в своеобразные политические партии с некоторой социальной окраской. Всего димов было 4, но политическое значение приобрели лишь враждующие между собой В. и п. Венеты возглавлялись сановной знатью, стояли за централизацию, бюрократическое управление, православие, а прасины — с торгово-ремесленной верхушкой во главе — выступали за усиление органов местного самоуправления, проявляли симпатии к монофиситам (См. Монофиситы). С начала 5 в. В. и п. стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определенное число вооружённых людей; таким образом, В. и п. получили право организации своей милиции и участия в местном самоуправлении (иногда правительство лишало какую-либо партию этих прав). В конце 5 и в 6 вв. борьба между В. и п. обострилась: особенно буйно вели себя отряды молодёжи, так называемые стасиоты, устраивавшие побоища. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых В. и п., они выходили из повиновения своему руководству и совместно выступали против правительства (восстание в 532 «Ника»). К 8 в. В. и п. утратили политическое значение, роль В. и п. ограничилась участием их представителей в торжественных празднествах.

Источн.: Э Прокопий, Тайная история, «Вестник древней истории», 1938, № 4.

Лит.: Дьяконов А., Византийские димы и факции, в кн.: Византийский сборник, М. — Л., 1945: Сюзюмов М., Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточной Римской империи 4 века, «Уч. зап. Уральского государственного университета», 1952, № 11; Курбатов Г., Ранневизантийский город (Антиохия в IV в.), Л., 1962; Maricq A., Factions du cirque et partis populaires, «Bulletin de la classe des lettres et des sciences morales et politiques de I 'Academie royale de Belgique», 1950, 5 ser., t. 36, № 7, p. 396—421.

М. Я. Сюзюмов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ — (Benetoi kai Prasinoi) — цирковые партии (димы) в городах Византии, первоначально только спортивные, но в 5-7 вв. получившие значение политических. Венеты — "голубые" (по цвету одежды цирковых возничих) — имели влияние преим. Советская историческая энциклопедия
  2. ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ — ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ — своеобразные политические "партии" в византийских городах 5-7 вв. (главным образом в Константинополе). Появление "партий" связано с правом горожан возгласами высказывать в цирке свое отношение к правительственным постановлениям. Большой энциклопедический словарь