Вейль

I

(Weyl)

Герман (9.11.1885, Эльмсхорн, Шлезвиг-Гольштейн, — 8.12.1955, Цюрих), немецкий математик. Окончил Гёттингенский университет (1908). В 1913—30 профессор Цюрихского политехнического института, в 1930—33 профессор Гёттингенского университета, в 1933 эмигрировал в США, работал в Принстоне в институте перспективных исследований (Institute for Advanced Study). Труды посвящены тригонометрическим рядам и рядам по ортогональным функциям, теории функций комплексного переменного, дифференциальным и интегральным уравнениям. Ввёл в теорию чисел, так называемые, «суммы Вейля». Наиболее значительны работы В. по теории непрерывных групп и их представлений с применениями к проблемам геометрии и физики. В области философии математики В. — представитель интуиционизма.

Соч. в рус. пер.: Алгебраическая теория чисел, М., 1947; Классические группы, их инварианты и представления, М., 1947; Симметрия, М., 1968 (имеется библ.).

II

Вайль (Weill) Курт (2.3.1900, Дессау, — 3.4.1950, Нью-Йорк), немецкий композитор и дирижёр. Композиции учился у Э. Хумпердинка, Ф. Бузони. В 1919—20 осуществлял оперные постановки как дирижёр и режиссёр в Дессау и Люденшейде. Мировую известность получила сатирическая «Трёхгрошовая опера» (модернизированная версия «Оперы нищих» Дж. Гея (См. Гей) и Дж. Пепуша со стихами Б. Брехта, 1928), обличающая современное буржуазное общество; с неё началось сотрудничество В. с Брехтом, к пьесам которого В. писал вставные номера — песенки и баллады, затем оперы на его либретто («Счастливый конец», 1929; «Человек, всегда говорящий “да”», «Возвышение и падение города Махагонни», 1930; балет с пением «Семь смертных грехов», 1933) и многие др.

В 1933 эмигрировал во Францию, жил в Англии, с 1935 — в США, работал для «бродвейских театров» (Нью-Йорк), писал, так называемые, мюзиклы (распространённый в США род музыкальной комедии с элементами эстрадной и бытовой музыки, хореографии и оперетты), стремился внести в этот жанр социально-критическое содержание (народная опера «Уличная сцена», 1947, опера «Потерян в звёздах», 1949, и др.). В. создал жанр остро сатирической злободневной драмы с музыкой. Стремясь к внедрению нового типа оперы для массового слушателя, ввёл в неё разговорную речь, популярные песни, модные танцы, элементы джазовой музыки и городского фольклора. Кроме театральной музыки, писал оркестровые, камерные, хоровые сочинения, а также музыку для кино и радио. Оказал влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др.

Лит.: Леонтьева О., Курт Вайль, «Советская музыка», 1963, № 1.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВЕЙЛЬ — ВЕЙЛЬ (Weyl) Герман (9 ноября 1885, Эльмсхорн, Шлезвиг-Гольштейн – 8 декабря 1955, Цюрих) – немецкий математик и физик. Окончил Геттингенский университет (1908). Профессор Цюрихского политехникума (1913–30), Геттингенского университета (1930–33). Новая философская энциклопедия
  2. ВЕЙЛЬ — ВЕЙЛЬ (Weyl) Герман (1885-1955), американский математик, уроженец Германии. В 1933 г., оставив профессуру в университетах Цюриха и Геттингена, переехал в США, в Принстонский университет. Научно-технический словарь
  3. ВЕЙЛЬ — 1. (Weil), Густав (25.IV.1808 — 29.IX.1889) — нем. востоковед Проф. Гейдельбергского ун-та. Перевел "1001 ночь" с араб. на нем. яз. (4 тт., 1837-41). Труды В. содержат большой фактич. материал из араб. источников. ===== Соч. Советская историческая энциклопедия
  4. ВЕЙЛЬ — ВЕЙЛЬ (Weil) Симона (1909-43) — французский социальный и религиозный философ, мистик. После немецкой оккупации Парижа в 1940 бежала в Марсель, затем в США и Великобританию, участвовала в движении Сопротивления. Большой энциклопедический словарь