Вазопись

Ва́зопись

Античная, роспись античных керамических сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (см. Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Особого совершенства достигает В. в древнегреческом искусстве; В. даёт некоторое представление о почти не сохранившейся до настоящего времени древнегреческой живописи. Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греческой В. отмечается такая последовательность: субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я половина 11 в. до н. э.; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрический стиль (2-я половина 11 — 10 вв. до н. э.); Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика.

Лит.: Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl Е., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1—3, Münch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen, Münch., 1940; Beaz1ey J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его же, Attic black-figure vase-painters, Oxf., 1956; Himmelmann-Wildschütz N., Erzähiung und Figur in der archaischen Kunst, Mainz — Wiesbaden, 1967.

Вазопись. Рис. 18

Евтимид. «Пир». Фрагмент росписи амфоры. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

Вазопись

Евфроний (?). «Пелика с ласточкой». Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Вазопись. Рис. 2

Вазописец Клеофрада. «Менада в экстазе». Фрагмент росписи амфоры с Дионисом. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

Вазопись. Рис. 3

Мастерская Евфрония. «Девушка, направляющаяся к купальне». Роспись килика. Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Королевские музеи искусства и истории. Брюссель.

Вазопись. Рис. 4

Голова коня. Фрагмент амфоры из Велапидезы. Ок. 550 до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

Вазопись. Рис. 5

Вазописец Брига. «Последствия симпосия». Роспись внутренней стороны килика «Симпосий». 1-я треть 5 в. до н. э. Музей Мартина Вагнера. Вюрцбург.

Вазопись. Рис. 6

Эксекий. «Мемнон с негром». Фрагмент росписи амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Британский музей. Лондон.

Вазопись. Рис. 7

Дурис. «Эос с телом Мемнона». Роспись килика. 1-я треть 5 в. до н. э. Лувр. Париж.

Вазопись. Рис. 8

Эксекий. «Аякс с телом Ахилла». Роспись амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

Вазопись. Рис. 9

Пифос «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Вазопись. Рис. 10

Ваза с тюльпаном из Филакопи. Середина 2-го тыс. до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Вазопись. Рис. 11

Амфора «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Вазопись. Рис. 12

«Девушка у гробницы». Фрагмент росписи белого лекифа. 3-я четв. 5 в. до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.

Вазопись. Рис. 13

Ваза «камарес». Около 1800 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Вазопись. Рис. 14

Родосская ойнохоя «коврового стиля». 650—625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.

Вазопись. Рис. 15

Псевдоамфора из Керамика. Субмикенский период. 1-я пол. 11 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.

Вазопись. Рис. 16

«Надгробный плач». Фрагмент росписи дипилонской амфоры. Середина 8 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

Вазопись. Рис. 17

Амфора из Керамика. Протогеометрический период. 2-я пол. 11 в — 10 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. вазопись — орф. вазопись, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. Вазопись — Античная, роспись античных керамических сосудов. Ведёт своё начало от эгейского искусства: критские вазы "стиля камарес" (XX-XVIII вв. до н. Художественная энциклопедия
  3. вазопись — Ва́з/о/пись/. Морфемно-орфографический словарь
  4. вазопись — вазопись ж. Роспись керамических сосудов, ваз. Толковый словарь Ефремовой