Бассо остинато

Ба́ссо остина́то

(итал. basso ostinato, буквально — упорный бас)

одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами. В результате при сохранении тематического единства происходит непрерывное обновление многоголосной музыкальной ткани, форма Б. о. очень подходит для создания единого музыкального образа, воплощения единого настроения. Б. о. использовался в ариях и хорах 17—18 вв. как нижний голос сопровождения (Г. Перселл, И. С. Бах — Crucifixus из мессы си минор), в инструментальных формах типа пассакальи (См. Пассакалья) и чаконы (См. Чакона), сохранившихся до наших дней (Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит и др.). В музыке 19—20 вв. остинатность выходит за рамки Б. о. и становится одним из основных формообразующих принципов в различных элементах музыкального языка (мелодия, ритм, гармония и т.д.).

Вл. В. Протопопов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. бассо остинато — орф. бассо остинато, нескл., м. Орфографический словарь Лопатина
  2. БАССО ОСТИНАТО — БАССО ОСТИНАТО (итал. basso ostinato, букв. — упорный бас) — форма вариационного развития в музыке, основанная на многократном повторении в басу неизменной темы при меняющихся верхних голосах. Применялась в пассакалье, чаконе и др. Используется в музыке 20 в. Большой энциклопедический словарь