Аввакум

Авва́кум

Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» (См. Кружок ревнителей благочестия) и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.

Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону «старой веры», они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.

А. был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.

Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.

Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.—Л., 1954; Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.—Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.

И. А. Булыгин.

Аввакум

Протопоп Аввакум. Фрагмент иконы 17 в.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Аввакум — АВВАКУМ, протопоп (1620–1682) — один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским священником... Литературная энциклопедия
  2. АВВАКУМ — АВВАКУМ (20 ноября 1620, село Григорово Нижегородской губ. – 14 апреля 1682, Пустозерск) –  протопоп, один из первых духовных вождей старообрядчества. Новая философская энциклопедия
  3. Аввакум — У Евреев Хавваккук (обнимающий) — один из 12-ти так называемых малых пророков, о времени и месте рождения которого в Свящ. Писании ничего не говорится. Иудейские предания, касательно места его рождения, истории и смерти, не заслуживают внимания. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. Аввакум — ’Аввак’ум (·евр. Хавваккук — объятия) (Авв.1:1 ; Авв.3:1) — один из малых пророков. О его происхождении и времени жизни достоверно ничего не известно, хотя некоторые полагают, основываясь на Авв.1:3 ,4, что он жил в Иерусалиме и занимал видное положение. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Аввакум — орф. Аввакум, муж. имя (Аввакумович, Аввакумовна) Орфографический словарь Лопатина
  6. Аввакум — А, муж.; разг. Абакум, -а. Отч.: Аввакумович, Аввакумовна; разг. Аввакумыч. Производные: Аввакумка; Аввакуша; Абакумка; Абаша. Происхождение: (Др.-евр. Habaqquq — имя библейского пророка. От habaq — обнимать.) Именины: 19 июля, 15 дек. Словарь личных имен
  7. АВВАКУМ — Петрович (1620 или 1621-14.IV.1682) — протопоп, один из основателей рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, А. в 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского... Советская историческая энциклопедия
  8. Аввакум — Аввакум Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 — 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии; был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык... Большая биографическая энциклопедия
  9. Аввакум — Авваку́м имя собств.; уже ст.-слав., из греч. `Αββακούμ. Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. АВВАКУМ — АВВАКУМ (7 в. до н. э.) — древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память в Православной церкви 2 (15) декабря. Большой энциклопедический словарь
  11. Аввакум — (по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. каноне. Время и место деятельности... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона