Эпанагога

(επαναγωγη τοΰ νόμου) — памятник византийского права, представляющий собой, по господствующему мнению, переработку Прохирона. Он дошел до нас в нескольких рукописях, с присоединенными к тексту схолиями интерпретатора, содержащими множество интересных замечаний об отношении Э. к другим памятникам. Э. состоит из 40 титулов, содержащих: введение, с общими учениями о праве и справедливости (1); постановления об императоре, патриархе и начальствующих лицах (2—7); о должностях и достоинствах церковных (8—11); о свидетелях и документах (12—13); об обручении и браке (14—17; 21); о приданом и дарениях между обрученными и супругами (18—20); о договорах (22 — 28); о наследовании по завещанию и закону (29—38); об operis novi nuntiatio (39) и о преступлениях и наказаниях (тит. 40). В схолиях автор отмечает не принятые в Э. места юстинианова права; показывает, и в чем именно Э. не согласна с этим правом; обнаруживает допущенные в ней интерполяции и отклонения от Прохирона; дополняет новыми указами; улучшает и критикует текст сборника. Вопрос о происхождении Э. в связи с другими памятниками (Эклогой и Прохироном) очень спорен. Господствующее мнение приписывает Э. императорам Македонской династии (Бинер, Цахариэ ф.-Лингенталь, Васильевский). Цахариэ и Геймбах думают, что Э. была только проектом нового издания Прохирона, составленным при имп. Василии, Льве и Александре, но не опубликованным в качестве закона. Проф. Сокольский в специальной статье, разбирая подробно доводы в защиту этого мнения, доказывает законодательную силу этого памятника. По его мнению, Э. не просто второе издание Прохирона, но самостоятельная его переработка, иногда радикально изменяющая его постановления. В ней содержится, между прочим, теоретическое и систематическое изложение учения о византийской государственной и церковной организации, не имеющееся ни в Эклоге, ни в Прохироне. Это учение является последовательным и точным воспроизведением византийских представлений о царской власти. Оно было хорошо известно древней Руси и послужило одним из главных источников для создания того воззрения на царскую власть, которое утвердилось в России к концу XVII в. В этом проф. Сокольский видит особое значение и интерес Э., независимо от её роли, как практического судебного руководства. Ср. об Э. статьи Геймбаха в "Энциклопедии" Эрша и Грубера (т. 86), Васильевского (в "Ж. М. Н. Пр.", CXCIX, 270 сл.) и Сокольского ("О характере и значении Э.", "Византийский Временник", 1,1904).

В. Н.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эпанагога — (греч. Epanagogé tú nómu) сборник византийского права конца 9 в. (после 879), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Э. носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги (См. Большая советская энциклопедия
  2. ЭПАНАГОГА — ('Epanagoge tou nomoy (греч. epanagogn — возведение, возвышение, возвращение)) — краткий сборник Правовых норм, составленный в Византии (после 879) от имени имп. Василия I (867-886) и его сыновей Льва и Александра. В составлении... Советская историческая энциклопедия
  3. Эпанагога — орф. Эпанагога, -и (памятник права) Орфографический словарь Лопатина
  4. эпанагога — (гр. epanagoge, букв. — возведение, возвращение), руководство для судей, составленное в византии после 879 г. разработана на основе прохирона. Большой юридический словарь
  5. ЭПАНАГОГА — ЭПАНАГОГА (греч. epanagoge, букв. — возведение, возвращение) — руководство для судей, составленное в Византии после 879. Разработана на основе Прохирона. Большой энциклопедический словарь