Характер

(от греч. χαρακτήρ от глаг. χαράσω — черчу) обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, постепенно сложившемся и сознательном способе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира. Приведем насколько наиболее известных определений X.: по Фризу, X. выражается в силе разумного самоопределения; гегелевская школа определяла X., как единство детерминированной и индетерминированной воли; Шлейермахер видел в X. корректив односторонности темперамента. Определение Гартманна по существу совпадает с тем, которое нами выставлено.

Современная психология не имеет средств для подробного анализа и изучения X., она ограничивается лишь перечислением элементов, входящих в состав X., а также классификацией и описанием различных видов характера. X. развивается на почве природных данных, которыми он, отчасти, и определяется. К числу отдаленных условий, определяющих развитие X., следует отнести внешние, пространственные и временные условия, т. е. принадлежность к известному племени, народу, государству, семье и пр., а также зависимость от культурных влияний эпохи; к числу ближайших определяющих условий относятся все те природные данные, который индивид получает по наследству, т. е. пол, инстинкты, силу интеллектуальную и волевую, темперамент, и т. д. Вопрос о том, прирожден ли X. и посему неизменяем, или же он под влиянием внешнего воздействия может измениться, решался одно время, в угоду априорных конструкций (напр., Шопенгауэровской философии), в смысле первой части предложенной альтернативы. Границы влияния наследственности вряд ли могут быть, при настоящем состоянии науки, определены; несомненно одно, что вся наша жизнь построена на предположении изменяемости X.: воспитание, с одной стороны, и нравственная оценка деятельности, с другой, потеряли бы всякий смысл, если бы X. был прирожден и неизменяем. Темперамент человека, придающий определенную окраску всей жизни и деятельности человека, остается, действительно, более постоянным, и на этом неизменном фоне слагается под влиянием сложных условий X. Несмотря на чрезвычайное разнообразие X., были попытки свести их к основным группам и дать классификацию их. Первая попытка описания X. принадлежит Теофрасту, который, без всякого объяснения или классификации, дает простое описание 30 типов; перевод Ла-Брюйера и его самостоятельное сочинение тоже представляет скорее литературное, чем научное произведение, оно и не имеет претензии быть научным трактатом. Классификация Шарля Фурье (см.) чрезвычайно сложна — он делит X. на классы, ряды, роды, виды, разнообразия, уменьшения, утончения и измельчания. Всего Фурье насчитывает 810 X., из коих каждый имеет 12 коренных страстей. Из 810 X. 576 находятся под господством одной страсти, это так называемые пассионаты. Сложность классификации и произвольность ее лишает попытку Фурье всякого значения. Некоторое значение в вопросе о классификации X. принадлежит френологии, которая старалась перечислить по возможности полно способности человека. Подробный анализ френологической теории дан в книге Бэна, "Об изучении X.". В вопросе о X. сыграла большую роль "Логика" Миля; Миль, в 5-й главе 6-й книги "Логики", указал на необходимость изучения X. и на возможность особой науки этологии; это указание послужило поводом Бэну для написания книги: "Study of Character" (1861), в котором он делит X. на 3 типа: интеллектуальные, эмоциональные и волевые, или энергичные. Несколько ранее Е. Бурдэ в книге "Des maladies du caractère" (1858) перечислил 36 видов X., проистекающих из 12-ти основных душевных качеств. В 1887 г. медик Азам в книге "Le caractère dans la santé et dans la maladie" указал на необходимость изучения X. животных и национального X. и предложил деление X. на 3 категории: хорошие, дурные и неопределенные, т. е. могущие быть и хорошими, и дурными, сообразно обстоятельствам. Пере в своем сочинении "Le caractère de l'enfant а l'homme" (1891) делит X. на группы по выразительным движениям на живые, медленные и горячие, живые и горячие в одно и то же время, медленные и горячие и, наконец, уравновешенные. Обе классификации (Азама и Пере) страдают тем, что кладут в основу деления несущественный признак: Азам берет его из области морали, а Пере избирает количественный признак, допускающий бесконечное множество градаций. Рибо в статье "Sur les divers formes du caractère" ("Revue philosophique" 1892, №11) делит все X. сначала на две категории — пассивные, или сенситивные, и активные — и к этим двум положительным группам прибавляет еще третью — апатичные; эти 3 группы видоизменяются под влиянием интеллектуального фактора на 3 класса: на смиренные, созерцательные и эмоциональные. Полан в сочинении "Le caractère" (1894) предложил деление Χ. на четыре группы: X., происходящие от различного сочетания духовных ассоциаций (association mentale); X., происходящие от различных качеств духа и его наклонностей (de l'esprit et des tendances); X., определяемые социальными тенденциями, и, наконец, X., определяемые жизненными (vitales) тенденциями. Фуллье в сочинении "Tempérament et caractère, selon les individus, les sexes et les races" (1895) повторяет, по существу, деление Бэна. Наконец, последняя нам известная попытка классификации X. принадлежит Кейра (Queyrat, "Les caractères et l'éducation morale", 1896). Кейра делит Х. на 4 группы и в каждой группе различает три вида. Первую группу X. составляет те, в которых отчетливо видно преобладание одной какой-либо тенденции или способности; к этой группе относятся X. эмоциональные, активные и созерцательные, или интеллектуальные. Ко второй группе относятся X., в которых заметно преобладание двух способностей; в этой группе Кейра различает X. активно-эмоциональные, или страстные, активно-созерцательные, или волевые, и созерцательно-эмоциональные, или сентиментальные. Третью группу X. составляют те, в которых три душевных способности приведены в известное равновесие; три вида этой группы суть: X. уравновешенные, аморфные и апатичные. Наконец, четвертую группу X. составляют те, в которых различные тенденции действуют неправильно, прерывисто; сюда относятся X. неустойчивые, нерешительные и раздражительные. Последние три вида X. Кейра рассматривает уже как переходную ступень к болезненным X., которых Кейра насчитывает тоже три вида, а именно, ипохондрические, меланхолические и истеричные. Из указанных попыток классификаций следует, во-первых, что вопрос далек еще от научной постановки и разрешения и, во-вторых, что Бэновская, наиболее простая классификация, не исчерпывающая всех видов, все же лежит в основе других классификаций, которые являются в осложненной форме потому, что принимают в расчет, помимо трех душевных способностей, еще и количественный момент и некоторые иные моменты. Психологам не удалось установить стройной классификации X.; само собой разумеется, что психология, при разъяснении сложных вопросов, связанных с X., оказывается тоже в неудовлетворительном положении. Как постепенно слагается X., какую долю должно отнести на наследственность, какую роль играют при образовании X. приобретенные привычки, в какой мере воспитание и вообще внешние воздействия могут изменить прирожденные склонности, что может сделать индивидуальное усилие и проч., и проч. — все эти вопросы так тесно связаны с исследованиям сложных явлений памяти и воли, что не могут быть выяснены до тех пор, пока не будет дано действительно научного анализа явлений хотения; между тем, психология до настоящего времени занималась, по преимуществу, интеллектуальными явлениями. Еще меньшие требования мы вправе предъявлять изучению X. народностей, ибо здесь условия еще более сложны. К антропологическим и психологическим элементам здесь присоединяются еще и исторические, поэтому, хотя характеристикой народов, начиная от Платона и кончая Фуллье, занимались весьма много, но результаты этих занятии малонаучны. Мы не думаем, чтобы психология животных могла оказать какую-либо пользу при изучении индивидуального X. людей. У животных, без сомнения, есть типичные природные черты, которые под влиянием дрессуры могут быть несколько видоизменены, но вряд ли можно сравнить дрессированное животное с человеком, выработавшим себе X.; у животных, может быть, и существуют, как утверждают некоторые психологи, напр. Сутерланд, рудименты нравственного чувства, но нет сознательной нравственной деятельности, а следовательно, нет и нравственности. Дрессура и приобретенный человеком X. имеют одну общую, но чисто формальную черту: оба, т. е. дрессура и X., суть, явления вторичные, представляющие некоторое видоизменение природных свойств; но в первом случае это видоизменение совершается под влиянием внешних условий, во втором — под влиянием внутренних, психических и нравственных мотивов. Рассмотрение вопроса о X. с этой точки зрении приводит к философии и требует решения проблемы о свободе воли. Кант, как известно, различал эмпирический и интеллигибельный X.: первый представляет собой проявление в чувственном мире, в ряде действий, подчиненных закону причинности, интеллигибельного X.; второй, напротив, есть самое существо человека, рассматриваемое само по себе, вне форм мира явлений, и посему, он подчинен закону свободы. В этом учении Канта выражена двойственность природы человека и сделана попытка спасения свободы, без которой теряет смысл нравственная жизнь человека. Только при предположении возможности изменения природных свойств человека в силу нравственных требований, т. е. при допущении нравственной свободы (ср. К. Fischer, "Ueber die menschliche Freiheit"), мы можем допустить различение двоякого X. — природного, определяемого наследственностью, и нравственного, выработка которого является обязательной для всякого, а неимение его — постыдным.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Характер — (греч. charaktēr отличительная черта, особенность) совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Медицинская энциклопедия
  2. характер — О волевом, сильном; о веселом, мягком характере. Азартный, ангельский (разг.), беспокойный, бесхитростный, благородный, бойцовский (разг. Словарь эпитетов русского языка
  3. характер — ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие. ○ — Вы постарайтесь это записать ... для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля. Словарь антонимов русского языка
  4. характер — -а, м. 1. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Мягкий характер. Добродушный характер. Сильный характер. Крутой характер. Не сойтись характерами. □ [Жадов:] Что у меня за характер!... Малый академический словарь
  5. характер — сущ., м., употр. часто (нет) чего? характера, чему? характеру, (вижу) что? характер, чем? характером, о чём? о характере; мн. что? характеры, (нет) чего? характеров, чему? характерам, (вижу) что? характеры, чем? характерами, о чём? о характерах... Толковый словарь Дмитриева
  6. характер — ХАРАКТЕР -а; м. [греч. charakēr — отличительная черта, признак] 1. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Неуживчивый х. Мягкий х. Ангельский х. Добродушный х. Сильный х. Крутой... Толковый словарь Кузнецова
  7. Характер — (греч. charakter — отличительная черта, признак) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, проявляющаяся в его деятельности и общении, обусловливая типичные для него способы поведения. Криминалистическая энциклопедия
  8. характер — Слабое место у партнера при игре в карты Словарь воровского жаргона
  9. Характер — (от греч. charakter — печать, чекаека) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие... Педагогический терминологический словарь
  10. ХАРАКТЕР — (от греч. charakter — отпечаток; черта, признак, особенность) — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Большой психологический словарь
  11. характер — хара́ктер первонач. "должность", начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 319. Через. польск. сhаrаktеr "характер, сан" из лат. сhаrасtеr от греч. χαρακτήρ, первонач. "чеканщик": χαράσσω "царапать, метить, клеймить", затем – в абстрактных значениях; см. Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. характер — • абсолютный ~ • железный ~ Словарь русской идиоматики
  13. Характер — (греч. charakter – отличительная черта, особенность). Совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения. X. Толковый словарь психиатрических терминов
  14. характер — характер I м. 1. Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении. 2. Твёрдая воля, упорство в достижении цели. 3. Свойство, качество, своеобразие, индивидуальный облик чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  15. характер — ХАРАКТЕР, а, м. 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чёмн.). В характере чьёмн. (свойственно кому-н.). Толковый словарь Ожегова
  16. ХАРАКТЕР — ХАРАКТЕР (от греч. Charakter — признак, отличительная черта) — англ. character; temper; нем. Charakter. 1. Совокупность относительно устойчивых псих, особенностей человека, определяющих типичный для данного субъекта способ поведения и деятельности... Социологический словарь
  17. Характер — I Хара́ктер (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни... Большая советская энциклопедия
  18. характер — ХАРАКТЕР м. франц. немецк. нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Характер добродушный, кроткий. Он крутого характера. Характер времени, дух, отличительные свойства. Толковый словарь Даля
  19. Характер — С*-алгебры А — ненулевой полунепрерывный снизу полуконечный след f на С*-алгебре А, удовлетворяющий следующему условию... Математическая энциклопедия
  20. характер — ХАРАКТЕР Совокупность приобретенных и унаследованных индивидуально-психических устойчивых свойств личности, которые проявляются в ее поведении и отношении к действительности (к труду, др. людям, самому себе, препятствиям и т. п.). - спортивный... Словарь спортивных терминов
  21. характер — Характер, характеры, характера, характеров, характеру, характерам, характер, характеры, характером, характерами, характере, характерах Грамматический словарь Зализняка
  22. характер — I. КАРАКТЕР, ХАРАКТЕР а, м. caractère m. 1. устар. Чин, звание, должность. Ныне при случае отправления к вам Экспедиции и на пожалованной от ея имп. Словарь галлицизмов русского языка
  23. характер — В характере чьем — свойственно кому-н. ► Не в вашем характере об этом сожалеть. Тургенев. Выдержать характер (разг.) — не обнаружить слабости, остаться твердым, верным себе. ► Три дня молчал, выдерживая характер. Фразеологический словарь Волковой
  24. характер — орф. характер, -а Орфографический словарь Лопатина
  25. характер — • Властный (Куприн). • Вспыльчивый (Терпигорев). • Деспотический (Лесков). • Кроткий (Данилевский). • Мягкий (Боборыкин). • Покладистый (Лесков). • Стойкий (Авсеенко). • Чувствительный (Куприн). • Ядовитый (Достоевский). Словарь литературных эпитетов
  26. характер — Хара́ктер/. Морфемно-орфографический словарь
  27. характер — Совокупность устойчивых свойств психики человека, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности наиболее полно отражает её целостность. Биология. Современная энциклопедия
  28. характер — Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где charakter < лат. character, передающего греч. charaktēr, суф. производное от charassō «мечу, ставлю клеймо, царапаю». Ср.: основной чертой его характера... Характер буквально — «отпечаток, клеймо», затем — «отличительная черта». Этимологический словарь Шанского
  29. ХАРАКТЕР — ХАРАКТЕР Для изучения фразеологического творчества Карамзина пре дставляют большой интерес наблюдения над карамзинским употреблением слова характер. А. Н. Греч в своем словарике неправильностей русского литературного языка первой половины XIX... Историко-этимологический словарь
  30. характер — Характера, м. [греч. charakter, букв. черта]. 1. Совокупность психических особенностей, из к-рых складывается личность человека и к-рые проявляются в его действиях, поведении. Мягкий характер. 4. Свойство, качество, своеобразие чего-н. Большой словарь иностранных слов
  31. характер — ХАР’АКТЕР, характера, ·муж. (·греч. charakter, ·букв. черта). 1. Совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действиях, поведении. Добродушный характер. Мягкий характер. Крутой характер. Толковый словарь Ушакова
  32. ХАРАКТЕР — ХАРАКТЕР (от греч. charakter — отличительная черта, признак) — .. 1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности)... Большой энциклопедический словарь
  33. характер — (свойство, особенность, черта) "Характер времени" — дух Характеристика, определение качеств (собств. характера) Ср. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони. Фразеологический словарь Михельсона
  34. характер — Нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье У него такая натура Девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого Нрав буйный, кроткий, крутой, тихий ср. !! качество см. >> вид, качество см. Словарь синонимов Абрамова
  35. характер — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка