Фема

Термин византийского административного и военного устройства. Значение его объясняется неодинаково различными писателями. У классических писателей слово Ф. имеет значение "утверждение", "положение", откуда и доселе употребляемое школьное выражение "тема", также "основа", в противоположность к флексии. В юридических памятниках оно означает "данный случай" или "определенный пункт". В языке средневековых греческих писателей, начиная с VI—VII века, оно начинает приобретать технический смысл и обозначает военную часть или военный отдел, а также гражданский округ или административную единицу, со специальным устройством правительственных органов, приспособленным для наиболее успешного отбывания воинской повинности. В Х веке военное управление византийской империи сосредоточивалось в 26 военно-административных округах, называвшихся фемами и состоявших под начальством "стратигов", которые пользовались, по-видимому, не только военной, но и гражданской властью в подчиненных им округах. Когда и при каких обстоятельствах происходил переход византийского устройства к фемному порядку — это составляет предмет разногласия между иссследователями: наиболее вероятно, что к VII в. переход к фемному строю уже совершился в значительной части империи (всего ранее на границах). Преемники Гераклия, говорит Константин Порфирородный, раздробили империю на мелкие части и на военные разряды из приверженности к эллинскому и пренебрежения к римскому языку. Хотя большинство ученых склоняется к мнению, что первоначальное и наиболее древнее значение термина Ф. есть военный отряд и что лишь с течением времени оно переходит на гражданскую область или на военный округ под властью стратига, но можно думать, что с понятием о Ф. всегда соединялся и гражданский округ, в который входили жители городов и деревень, отбывавшие определенные государственные повинности, в числе коих была и военно-податная. См. Diehl, "L'origine du régime des thèmes" ("Etudes d'histoire du Moyen-âge dédiées a Monod", П., 1896); Gelzer, "Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung" (Лпц., 1899); Успенский, "Военное устройство Византийской империи" ("Известия Арх. Инст.", т. VI, 1900); Кулаковский, "К вопросу о происхождении фемного строя" и "К вопросу о фемах" (две брошюры, напечатанные в Киеве в 1904 г.).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фема — Фема (евр. Тэма, в совр. лит-ре — Тейма): 1) сын Измаила (Быт 25:15; 1Пар 1:30); 2) земли вокруг оазиса Ф., где, вероятно, жили потомки Ф., феманитяне, одно из аравийских племен (Иов 6:19; Ис 21:14; Иер 25:23; упоминания... Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Фема — (пустыня): Быт 25:15, 1 Пар 1:30 — из сынов Измаила, сына Авраама от Агари. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  3. Фема — Ф’ема — а) (Быт.25:15 ; 1Пар.1:30) — ·аналог. Адбеел; б) (Рим.6:19 ; Ис.21:14 ; Иер.25:23) — город (район) в северо-западной части Аравийского полуострова (восточнее Мертвого моря), через который проходил караванный путь из Газы в Дамаск (название, по-видимому, связано с именем Фема,а). Библейский словарь Вихлянцева