Темперамент

(от temperamentum — κράσις — смешивание) — психологический термин. В древности учение о Т. говорило о различной пропорции у людей различных соков тела, от чего считались зависящими физические и психические различия людей. В позднейших медицинских теориях древности (у Гиппократа) предполагалось таких соков четыре — красная кровь, желчь, флегма и черная желчь. В зависимости от преобладания у данного лица одного из этих соков устанавливались четыре типа людей: сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического Т. Интерес к изучению человеческих характеров и индивидуальных особенностей, пробудившийся в XVIII в., послужил поводом и для психологов возобновить исследование затронутого древними вопроса о Т. одновременно с возобновлением древнего учения о физиогномике Лафатером. Немецкий физиолог Галлер обосновал в новой форме учение о Т., сведя сложную характеристику психических особенностей каждого типа на различие восприимчивости к раздражениям и способности реагировать на последние. Современная точка зрения на Т. установлена Кантом, но и до сих пор еще не вполне выяснилось психофизиологическое значение этого понятия. По словам Маудсли, самое слово Т. до сих пор служит "скорее символом неизвестных величин, чем термином, обозначающим определенные свойства".

Теория Канта. С физиологической точки зрения под Т. нужно разуметь телесную конституцию (слабое или крепкое строение) и комплекцию, обусловленную, главным образом, качеством, составом и движением крови. С психологической стороны выражения, характеризующие свойства крови, применимы к душевным явлениям лишь по аналогии, существующей между игрою чувствований и желаний и движениями телесными (в которых кровь играет главную роль). Т. разделяются на Т. чувства и активности. Возбудимость чувства и активности в свою очередь зависит от повышенной или пониженной возбудимости жизненных сил (intensio и remissio). Отсюда получаются четыре Т. Человек сангвинического Т. поражает беззаботностью, легко увлекается надеждами, придает всякому впечатлению в первую минуту большую важность, но затем быстро забывает о нем. Он охотно дает обещание, но не держит слова; он приятный собеседник, нередко незлой человек, но грешник неисправимый, хотя и способный к сильному, но непродолжительному раскаянию. Труд утомляет его. Склонный к меланхолии, наоборот, придает всему, что затрагивает человека, большое значение; везде он усматривает источники забот и трудности; в противоположность сангвинику меланхолик вдумчив. Холерик пылок; он быстро воспламеняется и сгорает, как зажженная солома. Честолюбие — одна из его особенностей; он любит господствовать, принимать знаки почета, слушать похвалы, играть общественную роль. Противодействие его стремлениям, вызывает в нем страдание. Холерический Т. — наименее счастливый, потому что он всего более сталкивается с препятствиями. Флегматик — человек со слабою эмоциональною возбудимостью и слабою наклонностью к действию. В тех случаях, когда эта медленная восприимчивость все же связана с известной способностью к действию, флегматик является трудновозбудимым, но способным дольше сохранять впечатления; он с трудом может быть выведен из равновесия; легко сживается с другими, не задевая их самолюбия.

Интеллектуализм Гегеля в очень яркой форме отражается на его замечаниях о Т. Желая, чтобы "все действительное было разумным", Гегель в своих взглядах на Т. придает чрезмерное значение всенивелирующему влиянию образования. Различие Т., — говорит он, — теряет свое значение в то время, когда общее образование подводит под один уровень внешние особенности поступков и действий. "По мере того, как распространяется образование, сглаживаются случайные особенности приемов и действий, т. е. различия Т.; точно так же становятся реже и ограниченные характеры, осмеянные в комедиях менее образованных эпох, — напр. легкомысленные, рассеянные, скупые". Усматривая сущность темперамента в "исключительных особенностях, в которых проявляется деятельность человека и его отношение к окружающим", Гегель забывает, что эти особенности не преходящи и случайны, а обусловлены постоянными свойствами физико-психической организации человека, нелегко поддающимися изменениям под влиянием воспитательных воздействий. См. "Философия духа" § 395 (русск. пер. Чижова, стр. 73). В классификации Т. Гегель примыкает к Канту. Вундт устраняет некоторые неясности в кантовской классификации, характеризуя особенности темпераментов следующей табличкой:


|                                | Активность:                        |

| Восприимчивость:   |-------------------------------------------|

|                                | сильная         | слабая        |

|----------------------------------------------------------------------------|

быстрая                  | холерик         | сангвиник    |

|----------------------------------------------------------------------------|

медленная              | меланхолик   | флегматик   |


Проф. Ф. Лесгафт предлагает анатомо-физиологическое обоснование для классификации Канта и Вундта. Он определяет Т. как степень возбудительности организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительности реакции на последовавшее возбуждение и изучает зависимость развития организма как в эмбриональный, так и в последующий период от физико-химических условий, в особенности от питания. Обмен веществ при питании может быть более или менее деятельным в зависимости от состава пищи, от "деятельности образовательных элементов, приносимых кровью, и от влияния внешних, посредственных (свет, механические и психические деятели), и внутренних, непосредственных (тепловых) возбудителей. Сверх того, при питании играет важную роль сила и быстрота, с которою питательная жидкость прогоняется в теле, что зависит также и от органов кровообращения, как центрального, так и периферических, т. е. сердца и сосудов. Сила и слабость, медленность и быстрота, проявляемые человеком в его восприимчивости и активности, находятся, таким образом, в сильной зависимости от строения и формы сердца и сосудов. Гёффдинг вносит в понятие Т., сверх элементов быстроты и силы, возбудимости и активности, еще элемент врожденной наклонности к чувству удовольствия или неудовольствия и, установив три пары противоположностей: удовольствие — неудовольствие, сила — слабость, быстрота — медленность, насчитывает восемь Т.: 1) светлый, сильный и быстрый; 2) мрачный, сильный и быстрый (почти соответствует холерическому Т.); 3) светлый, сильный и медленный; 4) мрачный, сильный и медленный (почти соответствует меланхолическому Т.); 5) светлый, слабый и быстрый (почти соответствует сангвиническому Т.); 6) мрачный, слабый и быстрый; 7) светлый, слабый и медленный (почти соответствует флегматическому Т.); 8) мрачный, слабый и медленный. Фуйллье исходит в своих взглядах из "протоплазматической теории". И анатомическое строение, и физиологические функции всякого существа необходимо рассматривать как "созидательные и разрушительные изменения самой живой материи" — ее интеграцию и дезинтеграцию. От вида и соотношения этих обоих процессов и зависит Т.: он служит динамической характеристикой лица, как строение — статической его характеристикой. Изменения интегральные мы наблюдаем, напр., в росте, дезинтегральные — в размножении, первые — в ассимиляции, вторые — в дезассимиляции. Таким образом, для классификации Т. надо выяснить соотношение между интеграцией и дезинтеграцией в организме и, в частности, в нервной системе. Т. с преобладанием интеграции — Т. сбережения, Т. с преобладанием дезинтеграции — Т. траты. Это противоположение совпадает с кантовским делением Т. на чувствительные и активные. Несомненно, что чувствительные и двигательные функции заключают в себе элементы траты и накопления, но чувствительная функция в главных результатах благоприятствует более накоплению, между тем как созидательные процессы "преобладают в ощущении и восприятии", а также и в чувствованиях. Наоборот, "хотение и мускульная работа явно представляют собой трату энергии". Отсюда главное направление: чувствительных Т. — центростремительное, активных — центробежное. Исходя из этих общих соображений, Фуйллье устанавливает следующую классификацию Т.: для сангвинического (чувствительного, живого и легкомысленного) — преобладание интеграции благодаря избытку питания, с реакцией быстрой, мало интенсивной и мало продолжительной; для нервного (чувствительного, глубокого и страстного) — преобладание интеграции при недостатке питания, с реакцией более медленной, интенсивной и продолжительной; для желчного (или деятельного и пылкого) — дезинтеграция, быстрая и интенсивная; для флегматического (или деятельного и холодного) — дезинтеграция медленная и менее интенсивная. Из вышеприведенных теорий особенного внимания заслуживает теория Лесгафта: она представляет попытку объяснить различия темперамента путем исследования тех особенностей в строении человеческого организма, которые обусловливают особенность физиологических отправлений, характерных для данного Т., и психических функций, связанных с последними. Воззрения Гёффдинга являются только попыткой дать новую классификацию Т., не заключающую в себе никаких дедуктивных соображений, которые содействовали бы выяснению причин различия Т. Учение Фуйллье, несмотря на стремления автора обосновать свои взгляды на широком базисе общих физиологических законов интеграции и дезинтеграции, представляет ошибку "ложного обобщения". Его недостатки обстоятельно выяснены в "Revue philosophique" (т. II, 624—633, 1895), в статье Сурио. Сурио указывает на то, что противоположение Т. "сбережения" и Т. "траты" несостоятельно. Активные Т. — Т. траты, по терминологии Фуйллье, — следовало бы назвать не активными, а обремененными непосильной работой (suraenés). Равным образом совершенно произвольно утверждение, что чувственные Т. суть Т. сбережения. В книге Фуйллье заслуживают внимания только отдельные интересные замечания. Тигенер в своих "Очерках психологии" вводит понятие "интеллектуальных Т.", чем весьма затрудняет понимание этого термина; но у него есть удачные литературные примеры типичных представителей различных Т., заимствованные у Шекспира: "Гамлет — меланхолик, Лаэрт — холерик, Фальстаф — сангвиник, молодой Перси (Генрих IV, I часть) — холерик" ("Очерки психологии", стр. 185). На важное педагогическое значение изучения Т. указал впервые Локк. Различие быстроты и силы восприимчивости и активности детей, обусловленное в значительной мере прирожденной конституцией ребенка, необходимо принимать в расчет, чтобы сообщить педагогическим воздействиям надлежащую гибкость и умело индивидуализировать общие положения. Дэгальт Стюарт предлагал даже разделение школьных классов на четыре части, чтобы группировать вместе детей с одинаковым Т. и применять к ним специальные методы — но это, несомненно, слишком прямолинейный взгляд на дело. О соотношении между Т. и характером — см. Характер.

Литература. "О темпераментах", статья А. А. Токарского ("Вопросы филос. и психологии", 1896, январь: автор настаивает, подобно Гёффдингу, на необходимости в вопросе о классификации Т. принимать преимущественно во внимание роль чувственного тона); Siebeck, "Geschichte der Psychologie" (I, 2. 278—289); Локк, "Мысли о воспитании" (стр. 294—295); Кант, "Антропология" (пер. Соколова, § 88); Вундт, "Physiol. Psych." (II, 422): Гёффдинг, "Очерки психологии" (1888, стр. 293); Зибберн, "Psychol. Patologie" (§ 55); Herz, "Temperamentslärens Historie" (датская монография по истории понятия о Т.). Немецкая литература о Т. прошлого века указана и обстоятельно характеризована в книге Дессуара "Geschichte der neueren deutschen Psychologie" (т. I, стр. 391, "Temperamentenlehre", 1897). См. еще Дурдик (чех), "О letorůck" (1880); Генр. Струве, "О temperamentach" (1864); Лесгафт, "Семейное воспитание ребенка и его значение" (ч. II) и "Основные проявления ребенка; темперамент" (стр. 139—165, 1900); Альфр. Фуйллье, "Темперамент и характер" (перевод Линда, 1896); Nicolas Seeland, "Le Temperament" (Congrès international d'Anthropologie). Можно найти отдельные указания в сочинениях по психологии, напр. у Лэдда, Тигенера (пер. Чепинской, § 60), Фонсегрива (пер. Соколова). О влиянии Т. на страсти см. Летурно, "Физиология страстей", стр. 133.

И. Лапшин.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Темперамент — (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре... Большая советская энциклопедия
  2. темперамент — -а, м. 1. Особенности психического склада человека, выражающиеся в степени эмоциональной возбудимости, подвижности, жизненной активности человека. Флегматический темперамент. Пылкий темперамент. Вялый темперамент. Малый академический словарь
  3. ТЕМПЕРАМЕНТ — ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempera-mentum — соразмерность, надлежа-тцее соотношение частей) — англ. temperament; нем. Temperament. Совокупность динамических особенностей психической деятельности индивида (темпа, режима... Социологический словарь
  4. темперамент — орф. темперамент, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. темперамент — Темпера́мент/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Темперамент — (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей). Индивидуальные особенности личности, определяющиеся ее активностью и эмоциональностью в их динамических проявлениях (интенсивность, темп, ритм, подвижность психических процессов). Толковый словарь психиатрических терминов
  7. темперамент — ТЕМПЕРАМЕНТ Индивидуальные особенности спортсмена, характеризующие динамику его психической деятельности (скорость возникновения и протекания психических процессов, их ритм и устойчивость, сила и глубина переживаний... Словарь спортивных терминов
  8. Темперамент — (лат. temperamentum соразмерность) -особенности эмоционально-волевой сферы человека, обнаруживающие определенную устойчивость к внешним воздействиям. Основные координаты темперамента — невротизм, интратроверсия и экстраверсия. Физическая антропология
  9. темперамент — ТЕМПЕРАМЕНТ а, м. tempérement m. <, лат. temperamentum нрав, характер; соразмерность. 1. Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в степени его жизненной активности. Словарь галлицизмов русского языка
  10. темперамент — • бешеный ~ • бурный ~ • горячий ~ • мощный ~ Словарь русской идиоматики
  11. Темперамент — (лат. temperamentum — соразмерность) закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Тип... Педагогический терминологический словарь
  12. Темперамент — (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида с точки зрения его динамических особенностей; интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Криминалистическая энциклопедия
  13. темперамент — см. >> характер Словарь синонимов Абрамова
  14. темперамент — Нрав (умеренность или неумеренность в действиях в зависимости от физических условий, телосложения человека)... Фразеологический словарь Михельсона
  15. темперамент — Характеристика особенностей психической деятельности человека – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Биология. Современная энциклопедия
  16. темперамент — Безудержный, бешеный, боевой, бойцовский, брызжущий, бурный, взрывной, вулканический, вялый, горячий, жгучий, желчный, живой, заразительный, знойный, импульсивный, испанский, кипучий, могучий, неистовый, необузданный, неукротимый, огневой, огненный... Словарь эпитетов русского языка
  17. Темперамент — (лат. temperamentum соразмерность, надлежащее соотношение) совокупность индивидуальных особенностей эмоциональных реакций и волевой деятельности человека. Темперамент меланхолический (греч. melas, melanos темный, черный + cholē желчь) —... Медицинская энциклопедия
  18. ТЕМПЕРАМЕНТ — (от лат. temperamentum — соразмерность; умеренность) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения (см. Большой психологический словарь
  19. темперамент — ТЕМПЕРАМЕНТ -а; м. [лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение (частей)] 1. Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в поведении человека... Толковый словарь Кузнецова
  20. темперамент — ТЕМПЕРАМЕНТ, а, м. 1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Толковый словарь Ожегова
  21. темперамент — ТЕМПЕРАМЕНТ м. лат. природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический (алокровный), холерический (нервный), флегматический (белокровный) и меланхолический (чернокровный). Толковый словарь Даля
  22. темперамент — Темперамента, м. [латин. temperamentum]. 1. Совокупность тех или иных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п. Большой словарь иностранных слов
  23. ТЕМПЕРАМЕНТ — ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Большой энциклопедический словарь
  24. темперамент — темперамент м. 1. Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности. Толковый словарь Ефремовой
  25. темперамент — ТЕМПЕР’АМЕНТ, темперамента, ·муж. (·лат. temperamentum). 1. Совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п. Толковый словарь Ушакова