Стенография

(тахиграфия и много других названий — греч. скоропись) — искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, и самые слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате дает экономию времени почти в 75% сравнительно с обыкновенным письмом и позволяет записывать речи ораторов. Так как выбор значков для С. большею частью произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так назыв. геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклоненную вправо, как и в обыкновенном письме; это — графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная С. стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и легкость изучения; стараются обосновать С. на более или менее точных статистич. и экспериментально-физиологич. основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как С. пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы С. с одного языка на другой требуются большие или меньшие изменения системы. Искусство С. существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условным знаком записывались речи фараонов; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. В I в. до Р. Хр. римский грамматик Тирон изобрел особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae); эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определенной системы. У римлян скорописцы (notarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта С. изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало еще существовать до времен Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иог. Тильбери составить новую латинскую С. (в XII в.). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI в. в Англии вновь появляется искусство С. и получает особенное развитие в конце XVIII в. Из Англии С. распространилась, начиная с XVII в., и на континенте. Наибольшего развития С. достигла в настоящее время в Сев.-Американских Соединенных Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии. Как средство записывать произносимые речи С. употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передается для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии, где есть наборщики, знакомые со С., стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются. Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 г. в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 г. появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы С.; таковы учрежденный в 1839 г. Königliches Stenographisches Institut в Дрездене, учрежденный Дюплойе в 1872 г. Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учрежденный Питманом в 1851 г. Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный С., появился в Англии в 1842 г. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887 г., шестой — в 1897 г. В Англии первая попытка установить С., сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей "Фонографией" (1837) далеко превзошел других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787 г., но не имел там успеха. По распространенности С. в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана. Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и еще поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболе распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 — системы Прево-Делоней, 4 — других систем С. В Соединенных Штатах употребляются те же системы С., как и в Англии; преобладает система Питмана (введенная в 1844 г.), отчасти в первоначальной форме, отчасти в обработках Грегама (1858), Линдсдея (1862), Менсона (1867) и Бернса (1873); С. применяется в больших размерах в правительственных, судебных и частных учреждениях; много дам-стенографисток; всего в Соединенных Штатах 82 стенографических общества, в том числе несколько немецких, и 1 школа по системе Питмана. В Италии еще в 1678 г. Рамсей обработал итальянскую систему С. под назв. "Tacheographia"; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809), своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 г. получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографич. обществами с 610 членами. В Германии в 1678 г. появилась "Тахеография" Рамсея; в конце XVIII в. имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами С.; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая С. стала на твердую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собою основывается у него отчасти еще на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение С. Число систем С. в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера, Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем С. заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер, Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 г. объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это — группа систем с символизацией гласных. В 1898 г. объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием "национальной стенографии"; это — группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии С. достигла высокой степени развития. С. по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединенная система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания С. ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897—98 гг. и в прусских военных школах введено необязательное обучение С. по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 г. в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея — 805). В Австро-Венгрии немецкая С. впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система С. для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка С. Штольце — Фенивесси и Габельсбергера — Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке С. появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для кроатского — Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами. В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы "Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом" (СПб., 1820); "С. или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках" (М., 1844); "Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К." (М., 1848); M. И. Иванов, "О С., или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку" (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая С. не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на С. при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по С. в применения к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера — по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием "Руководство к русской С. по началам Габельсбергера" (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера — под заглавием "Русская краткопись, или С. по началам Штольце" (СПб., 1864).

Стенография

СТЕНОГРАФИЯ I.

Стенография. Рис. 1

СТЕНОГРАФИЯ II.

Сначала деятелность русских стенографов ограничивалась составлением подробных отчетов по уголовным и гражданским процессам; затем начали записывать заседания ученых обществ, акционерных, земских и других собраний; впоследствие к услугам С. стали прибегать редакции газет, писатели, переводчики с иностранных языков и другие деловые люди. Вообще С. не получила прочного развития в России; наибольшее применение имеют системы Габельсбергера и Штольце в вышеуказанных обработках. По системе Габельсбергера в обработке Ольхина С. разделяется на 3 отдела: словоначертание, или буквосочетание, дающее правила соединения простейших знаков — словосокращение, говорящее о сокращенном обозначении известных частей слов, — и словоусечение, дающее правила пропуска или усечения части слов. Словоначертание. При С. слова пишутся вообще с таким же наклонением знаков, как и в обыкновенном письме; одни знаки пишутся средних размеров, другие выдаются вверх или вниз или и вверх, и вниз; первые знаки, имеющие размер обыкновенных букв, называются мерными; кроме того, употребляются знаки полумерные, малые (ниже полумерных) и длинные. Отдельные стенографические знаки в большинстве случаев означают не отдельные буквы, а слоги; гласные, находящиеся в слогах, по возможности символизируются в согласном, которому придается особое положение или форма: так, соединительная черта между согласными, а также выходящая из них или входящая в них горизонтальная или косвенная волосная черта означает существование гласного вообще; при отсутствии точнейшего обозначения, такая черта выражает е; утолщение нисходящей части знака согласного означает символически гласный а, следующий за согласным и т. д. Если символика невозможна, то гласные означаются слитно, т. е. соединением характеристической части согласного с гласным; если же и это невозможно, то гласные выписываются особенными знаками. Словосокращение. Буквы, вставленные только для благозвучия, не выражаются, если они требуют начертания особенного знака; некоторые приставки выражаются особенными знаками, которые связываются с корнями; сложные приставки пишутся слитно и соединяясь между собою как можно теснее; некоторые прилагательные и существительные употребляются в виде приставок и выражаются сокращенно; в окончаниях (склонений и спряжений) пишется только знак, характеризующий окончание. Числительные выражаются цифровыми знаками по возможности упрощенными; повторение цифры означается подчеркиванием; знаки сотен и тысяч означаются словом сто или тысяча. Словоусечение. При словоусечении исключается или усекается некоторая часть слова; одни усеченные слова употребляются лишь при удобном случае, другие — постоянно; последнего рода усечения представляют собою знаки, которые сами по себе большею частью означают слова; они называются самословами, значками или условными знаками. Самословами выражается целый ряд слов; слова, производные от этих слов, также выражаются самословами с прибавлением нужных букв. Усечение может быть произведено либо в формальной части слова (окончания), либо в материальной части (корне). Наконец, употребляются и знаки условные, как: означение общеизвестных цитат, пословиц первым и последним словом, между которыми ставится черта; знак ! (милостивый государь), !!(милостивые государи) и т. д. Ср. Scott de Martinville, "Histoire de la sténographie" (Пар., 1849); Guenin, "Recherches sur l'histoire etc. de la sténographie" (П., 1880); Pitman, "A history of shorthand" (3 изд., Лонд. и Бат, 1891); Westby-Gibson, "The bibliography of shorthand" (ib., 1887); Moser, "Allgemeine Geschichte der Stenographie" (т. 1, Лиц., 1889); Faulmann, "Geschichte und Litteratur der Stenographie" (Вена, 1895); Ершов, "Обзор русск. стенографических систем" (СПб., 1880); Zimmermann, "Geschichte der Stenographie" (Вена, 1897); Ziebig, "Nachträge zur Geschichte und Litteratur der Geschwindschreibekunst" (Дрезд., 1899); I. Depoin, "Annuaire Sténographique international" (Пар., 1889). Кроме того, целый ряд учебников и руководств различных систем С. на всех языках; на русском, кроме вышеупомянутых: А. Горшенов, "Учебник практической С." (СПб., 1893); В. Кривош, "Самоучитель русской скорописи" (Стенография, Петроград, 1893); И. Паульсон и Я. Мессер, "Практическое руководство к изучению русской С. по началам Штольце" (4 изд., СПб., 1892) и мн. др. Разработка различных вопросов С. посвящены также многочисленные специальные периодические издания: "Deutsche Stenographenzeitung" (сист. Габельсбергера), "Stenographische Vierteljahrsscrhift" (то же), "Magazin für Stenographie" (сист. Штольце-Шрей), "Archiv für Stenographie" (то же), "Der Nationalstenograph" (национ. сист.), "Pionier" (сист. Роллера), "Merkesiana" (сист. Меркеса) и др.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Стенография — (от греч. stenos — узкий, тесный и ...графия скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма. Большая советская энциклопедия
  2. стенография — -и, ж. Способ быстрой записи устной речи посредством особой системы знаков и сокращений слов и сочетаний. [От греч. στενός — узкий, тесный и γράφω — пишу] Малый академический словарь
  3. стенография — орф. стенография, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. стенография — Стен/о/гра́ф/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. стенография — Система, базирующаяся на записи слов, а не мыслей, что неизбежно создает предпосылки для дословного перевода, снижает интеллектуальную активность в момент восприятия, порождает значительные трудности при оформлении перевода. Толковый переводоведческий словарь
  6. стенография — СТЕНОГРАФИЯ и, ж. sténographie f. <�гр. stenos узкий, тесный + grapho пишу. Скоростное письмо, основанное на применении специальной системы знаков и сокращений слов и словосочетаний... Словарь галлицизмов русского языка
  7. стенография — Скоропись Стенограмма — написанное скорописью Стенограф, скорописец Ср. "Стенографический отчет" (иноск.) — точный. Ср. Она восстановляла свои стенограммы. Боборыкин. Дома. 8. Ср. στένος, тесный, узкий — γράφω, пишу. Фразеологический словарь Михельсона
  8. стенография — СТЕНОГРАФИЯ -и; ж. [от греч. stenos — узкий, тесный и graphō — пишу] Способ быстрой записи устной речи посредством особой системы знаков и сокращений слов и сочетаний. Изучать стенографию. Элементы стенографии. Курсы стенографии. Толковый словарь Кузнецова
  9. стенография — СТЕНОГРАФИЯ, и, ж. Способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. | прил. стенографический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. стенография — СТЕНОГР’АФИЯ, стенографии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. stenos-узкий и grapho-пишу). Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, дающий возможность быстро записывать устную речь. Толковый словарь Ушакова
  11. стенография — СТЕНОГРАФИЯ ж. греч. скоропись, сокращенное письмо, поспевающее за речами. Стенофическое письмо, скорописное. Стенограф скорописчик, скорописец. Толковый словарь Даля
  12. стенография — Стенографии, мн. нет, ж. [от греч. stenos – узкий и grapho – пишу]. Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, позволяющий вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма. Большой словарь иностранных слов
  13. СТЕНОГРАФИЯ — СТЕНОГРАФИЯ (от греч. stenos — узкий, тесный и...графия) — скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4-7 раз) — основана на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи. Большой энциклопедический словарь
  14. стенография — стенография ж. Способ быстрой записи устной речи с помощью системы особых условных знаков. Толковый словарь Ефремовой