Справедливость

Является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента. Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человеком права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами, которые она приносит; а так как люди одарены различно, то и в результате их действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи С. заключается в сознании того, что существуют пределы, обуславливаемые наличностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которым является необходимейшим условием общественной жизни; в мысли о сферах действия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства. Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, по мнению Спенсера, к расходящимся нравственным и социальным теориям. Так, в идее С., выработанной греческой философией, преобладает элемент неравенства. В диалогах Платона справедливым признается "правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь не лишались принадлежащего им самим"; С. состоит, поэтому, в том, "чтобы каждый человек имел и делал то, что ему принадлежит"; несправедливо браться за занятие другого человека и "пробивать себе путь" из одного класса в другой. Наоборот, в системах утилитаризма (правило Бентама: "каждый должен считаться за одного, никто не должен считаться более, чем за одного") и коммунизма элемент неравенства совершенно исчезает: С. означает равное распределение материальных и нематериальных благ, достигаемых человеческой деятельностью, причем совершенно не допускается, чтобы доли счастья, достающегося людям, представляли неравенства, сообразно с их способностями или характерами. Истинное понятие о С. получается, по мнению Спенсера, путем надлежащей координации двух указанных элементов, причем идеи равенства и неравенства применяются одновременно: первая — к границам, вторая — к результатам человеческой деятельности. В действительности теория Спенсера соответствует лишь мировоззрению капиталистического общества, как оно выразилось в девизе laisser faire, ограничивающем задачи государства одной лишь охраной права. Между тем, требования С., имея неизменную основу, по содержанию своему изменяются сообразно нуждам времени и места. Эта неизменная основа выражена еще в формуле Гиллеля (см.): "не делай другим того, чего не желаешь себе" — формуле, сводящейся к принципу равноценности всех людей, что далеко не равнозначаще признанию равенства относительно пределов человеческой деятельности. Об отношении формулы Гиллеля к христианской заповеди любви и совершенства ср. ст. Влад. Соловьева: "Спор о С." ("Вестник Европы", 1894, №№ 4 и 7). См. Спенсер, "С." (СПб., 1897).

Как основной элемент правосознания, С. должна найти выражение в юридических нормах; но положительное право всегда отстает от жизни. Способом приближения первого к последней служит казуальное юридическое творчество, которое ставит себе задачей восполнять и изменять действующее право сообразно особенностям отдельных случаев, а исходным моментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда дуализм между правом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так было в древнем Риме (см.), где строгому праву (strictum jus) противополагалось преторское право (см. Эдикт претора), исходившее из начал "справедливости" (aequitas), которая понималась в самом широком значении и синонимами которой у юристов классической эпохи служили "добрая совесть" (см.) "добрые нравы" (boni mores), "честность" (honestas) и др. выражения (pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкования актов по их смыслу и действительным намерениям сторон; она требовала также возмещения всякого неправомерного ущерба, уполномочивала судью на разрешение всякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. входила также защита родства по крови, в противоположность агнатству. С. положена была и в основу понятия об обмане, явившегося одним из крупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actio de dolo) или возражения (exceptio doli), допускалась как вспомогательное средство, коль скоро обычай добропорядочных и честных людей требовал судебного преследования или судебной защиты, хотя бы в силу строгого права они были неосуществимы. Если претор включал в судебную формулу оговорку об обмане, то такая формула обязывала судью-присяжного разбирать все дело по "совести" (bona fide) и С. Особая система права С. сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity) служит канцлерский суд (см.). В России попытку введения такого суда С. представляли собой совестные суды (см.).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Справедливость — Понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие... Большая советская энциклопедия
  2. справедливость — -и, ж. 1. Свойство по знач. прил. справедливый. Справедливость решения. Справедливость предложений. □ Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания. Л. Толстой, Война и мир. Малый академический словарь
  3. СПРАВЕДЛИВОСТЬ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ – общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей... Новая философская энциклопедия
  4. СПРАВЕДЛИВОСТЬ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ — англ. justice; нем. Gerechtigkeit. Понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (соц. слоев, групп) в жизни общества и их соц. Социологический словарь
  5. справедливость — орф. справедливость, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. справедливость — Справедли́в/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  7. справедливость — Отдать справедливость кому-чему (книжн.) — по справедливости признать что-н. за кем- чем- н., воздать должное кому- чему- н. ► Хоть и дрянной человечишко, но гостеприимен, надо отдать справедливость. Чехов. Фразеологический словарь Волковой
  8. справедливость — • абсолютная ~ Словарь русской идиоматики
  9. Справедливость — Общая нравственная санкция совместной жизни людей. С. рассматривается преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Специфический предмет... Педагогический терминологический словарь
  10. справедливость — Отдавать справедливость Словарь синонимов Абрамова
  11. справедливость — СПРАВЕДЛИВОСТЬ — НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ Справедливость решения — несправедливость решения. Социальная справедливость — социальная несправедливость. ○ — Вы уж чересчур многих обидите! — Чем это? — Несправедливостью... — Вот далась человеку эта справедливость!... Словарь антонимов русского языка
  12. справедливость — СПРАВЕДЛ’ИВОСТЬ, справедливости, мн. нет, ·жен. 1. ·отвлеч. сущ. к справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов. 2. Беспристрастие, справедливое отношение к кому-чему-нибудь. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Толковый словарь Ушакова
  13. справедливость — СПРАВЕДЛИВОСТЬ -и; ж. 1. к Справедливый. С. решения. С. предложений. С. слухов. Понимать, осознавать с. упрёков кого-л. 2. Беспристрастное, справедливое отношение к кому-, чему-л. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. Нарушить... Толковый словарь Кузнецова
  14. справедливость — См. справливать Толковый словарь Даля
  15. СПРАВЕДЛИВОСТЬ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ — категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Большой энциклопедический словарь
  16. справедливость — справедливость ж. 1. Отвлеч. сущ. по прил. справедливый 1. 2. Справедливое отношение к кому-либо, чему-либо; беспристрастие. Толковый словарь Ефремовой
  17. справедливость — СПРАВЕДЛИВОСТЬ, и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. • Отдать справедливость кому-чему (книжн.) признать за кем-чем-н. какиен. достоинства, правоту, отдать должное. Толковый словарь Ожегова