Сергель

Иоган-Тобиас (von Sergel, 1740—1813) — шведский скульптор. Будучи каменотесом, он при постройке королевского дворца в Стокгольме обратил на себя внимание Ларшевека, который принял его в число своих учеников. В 1767 г. был отправлен на королевский счет в Париж и Рим. По возвращении его оттуда в 1779 г. Густав VII сделал его придворным скульптором и профессором Стокгольмск. академии худ. При открытии в 1808 году монумента Густаву III С. получил диплом на дворянство с правом внести в свой герб изображение колоссальной статуи этого государя, отлитой для монумента по его модели. Карл XIV поручил С. изваять в Риме мраморную статую Карла XIII в человеческий рост и фигуру Юноны. Впоследствии он был королевским гофинтендантом. Произведения этого художника отличаются глубиною и силою замысла, соединенными с приятностью и жизненностью форм. Из его статуй, кроме упомянутых, в особенности достойны внимания: "Амур и Психея", "Диомед — похититель Палладия", "Спартанец, пишущий на своем щите", "Фавн", "Густав III", "Аксель Оксенштиерна, которому муза диктует повествование о великих деяниях Густава-Адольфа", "Марс и Венера" и "Венера Каллипига". Большинство этих произведений хранится в национальном музее, в Стокгольме. Из прочих работ С. замечательны: памятник Картезия в црк. Адольфа-Фридриха, огромный барельеф "Воскресение Христово" в црк. св. Кларенса в Стокгольме, два ангела над алтарем соборной црк. в Карльштадте, монумент Эренсверда в Свеаборге и некоторые из мраморных бюстов, изображающих знаменитых современников художника и членов королевской фамилии.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сергель — (Sergel) Юхан Тобиас (28.8. 1740, Стокгольм, — 26.2.1814, там же), шведский скульптор. Учился в Стокгольме у П. Ю. Ларшевека (1756—57), а также в Париже (с 1758). В 1767—78 работал в Италии. Большая советская энциклопедия
  2. СЕРГЕЛЬ — СЕРГЕЛЬ (Sergel) Юхан Тобиас (1740-1814) — шведский скульптор. Представитель классицизма. В мифологической скульптуре, в портретных бюстах, медалях сочетал живое наблюдение натуры с тонким подражанием античности ("Марс и Венера", 1771-79). Большой энциклопедический словарь