Самоеды

Урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к С, С. спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам С. принадлежат койбалы, карагассы, сагайцы, моторы и др., а также сойоты, или урянхайцы. Собственно С. имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей — остяков. Они меньше ростом (1,51—1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи — смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз — большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77—78, тогда как у С. он около 82). Лицо у С. не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы. Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен. По языку С. разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские С. и собственно юраки; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к С, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей, диких оленей, тюленей и т. д., а к зиме возвращаются на Ю в лесную полосу. Живут С. в чумах — конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку. Зимою охотятся на соболей, куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число С., вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. С. прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых С. служат по найму пастухами. Большинство С. считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили еще почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.

Д. А.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Самоеды — (в русских источниках также Самоядь, самоедины) старое название народов, говорящих на самодийских языках (См. Самодийские языки), — ненцев (См. Ненцы) (самоеды, самоеды-юраки), энцев (См. Энцы) (енисейские самоеды), нганасан (См. Большая советская энциклопедия
  2. самоеды — -ов, мн. (ед. самоед, -а, м.; самоедка, -и, мн. самоедки, -док, -дкам, ж.). Старое русское название саамских племен северной Руси, позднее перенесенное на ненцев, энцев, нганасан и селькупов, называемых в настоящее время самодийскими народами. [От саамск. самэ-емне — земля саамов] Малый академический словарь
  3. САМОЕДЫ — Старое русское название ряда народностей Сибири. См. Самодийские народы. Советская историческая энциклопедия
  4. самоеды — орф. самоеды, -ов, ед. -ед, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. самоеды — Народ коми Словарь воровского жаргона
  6. самоеды — САМОЕДЫ, ов, ед. ед, а, м. Прежнее название ненцев и нек-рых других северных народов. | ж. самоедка, и. | прил. самоедский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  7. самоеды — САМО’ЕДЫ, самоедов, ед. самоед, самоеда, ·муж. 1. Прежнее, ныне не применяющееся название ненцев. 2. Название группы северных народностей, в которую входят ненцы, тавгийцы ·и·др. (линг.). Толковый словарь Ушакова
  8. самоеды — САМОЕДЫ -ов; мн. [от саамск. самэ-емне — земля саами] Старое русское название самодийцев (чаще всего ненцев). ◁ Самоед, -а; м. Самоедка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Самоедский, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  9. САМОЕДЫ — САМОЕДЫ (летописное — самоядь) (от самэемне — на саамском языке — земля саамов) ,1) старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири. 2) Устаревшее название самодийских народов. Большой энциклопедический словарь
  10. самоеды — самоеды мн. устар. 1. Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы. 2. Представители этих народностей. Толковый словарь Ефремовой