Раймонди Маркантонио

(Raimondi) — знаменитый итальянский гравер на меди, род. в Болонье около 1475 г. и получил художественное образование в мастерской живописца и золотых дел мастера Фр. Франчии (Раиболини), под руководством которого вначале занимался изготовлением ньеллей, а потом принялся гравировать резцом. Самый ранний из дошедших до нас его эстампов, "Пирам и Фисба", помечен 1505 г. В 1508 г. Р. отправился в Венецию, где произвел ряд копий с гравюр А. Дюрера, изображающих эпизоды жития Богородицы. Переехав в 1510 г. в Рим, он продолжал копировать Дюрера, но вскоре сблизился с Рафаэлем, который оценил его необыкновенный талант и стал пользоваться им для воспроизведения своих композиций. С своей стороны, Р. сколь нельзя более усвоил себе стиль великого урбинского мастера и явился лучшим его истолкователем. Граверы того времени работали почти исключительно с рисунков, эскизов или — что случалось реже — с картонов, но не с готовых картин живописцев, вследствие чего не передавали ни колорита, ни светотени, ни воздушной переспективы и обращали свое внимание единственно на формы и экспрессию. В таком же роде гравировал и Р.; его эстампы замечательны удивительной правильностью и благородством рисунка, выразительностью, уверенным и красивым штрихом. Они служили образцами, по которым учились последующие поколения граверов, и до сего времени высоко ценятся любителями граверного искусства. Лучшей порой деятельности Р. были 1510—24 гг. Он завел в Риме школу граверов и при помощи своих учеников Агостино Венециано, Марко Да-Равенна, Якобо Каральо и др., работавших под его надзором, изготовил множество (свыше 360) отличных гравированных досок, передающих композиции главным образом Рафаэля, который, как гласит предание, иногда сам чертил на этих досках контуры, но также и некоторых других художников. К числу важнейших произведений Р. принадлежат: "Бог-Отец, повелевающий Ною строить ковчег", "Избиение младенцев", "Богоматерь, плачущая над телом Спасителя", "Тайная Вечеря", "Мучение св. Фелицаты", "Суд Париса", "Парнас" — все семь с Рафаэля, "Изгнание Адама и Евы из земного рая" с Микеланджело, "Мученическая кончина св. Лаврентия" с Баччьо Бандинелли и некот. др. По смерти Рафаэля Р. много гравировал с рисунков Дж. Романо и однажды за воспроизведение 20 эротических композиций (любовных сцен между богами) этого художника подвергся папскому гневу и тюремному заключению. Лишившись при взятии Рима испанцами в 1527 г. всего своего имущества, он возвратился совсем нищим в Болонью; с этого времени прекращаются всякие сведения о нем и о его деятельности, так что даже год его смерти остается неизвестным; полагают, что в 1534 г. его уже не было в живых. Ср. (G. A. Armano, "Catalogo d'una insigne collezione di stampe del celebre M. R." (Флоренция, 1830); Delaborde, "Marc-Antoine R." (П., 1887).

A. С—в.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Раймонди Маркантонио — Раймонди (Raimondi), Маркантонио (Марк Антонио) (около 1480 — около 1534), итальянский гравёр эпохи Возрождения. Под влиянием А. Дюрера усовершенствовал технику классической резцовой гравюры на меди, добивался пластической чёткости форм. Воспроизводил работы Рафаэля, Микеланджело. Большая биографическая энциклопедия
  2. Раймонди Маркантонио — (Raimondi) (р. около 1480 — ум. между 1527 и 1534), итальянский гравёр эпохи Возрождения. Сложился под влиянием Ф. Франча, А. Дюрера (работы которого копировал) и особенно Рафаэля. Художественная энциклопедия