Прообраз

Один из видов таинственного смысла в Священном Писании. П. — предызображение в лицах, событиях, священных вещах и действиях Ветхого Завета того, что в Новом Завете относится к лицу Иисуса Христа и к основанной им церкви. При этом изображаемые в данном месте Св. Писания предметы, события, действия и состояния лиц имеют, с одной стороны, смысл и значение современно-исторические по буквальному их значению, а с другой — смысл и значение пророческие о будущем по их прообразовательно-таинственному значению; таким образом, в одном месте Писания появляются два смысла. На то, что действительно во многих местах Св. Писания, где говорится об исторических предметах и событиях, можно и должно находить, кроме буквального смысла, смысл прообразовательный, указывает само Св. Писание, например Матф., XII, 40 (о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита), Иоан., III, 14—15 (о медном змие Моисеевом), ib., XIX, 32—36 (о непребитии голеней Иисусовых), псал. CIX, 4 и посл. к Евр., гл. VII (прообразовательное значение Мелхиседека). Ап. Павел в послании к Евреям (гл. IX и X) порядок устройства ветхозаветной церкви рассматривает как "сень грядущих благ" (посл. к Евр., X, 1). Признание такого смысла православной церковью выражается в церковных песнях, например в догматиках. Св. отцы-толковники (Ефрем Сирин, Кирилл Александрийский, Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит, блаж. Иероним, Августин и др.) находили преобразовательный смысл в Священном Писании Ветхого Завета; например в сказании об Исааке (Быт., XXII) они видят прообраз И. Христа и Его церкви в злостраданиях Иосифа и в последовавшей затем славе его видят совершенное подобие спасительных страданий И. Христа; лествица, виденная патриархом Иаковом, прообразовала, по мнению св. отцов, таинство снисхождения Сына Божия на землю через воплощение от Девы Марии; кровь пасхального агнца была П. искупительной крови Мессии Спасителя (см. Пасха) и мн. др. См. С. Смирнов, "Предызображение Господа нашего И. Христа и церкви Его в Ветхом Завете" (М., 1852); прот. М. Херасков, "Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева" (изд. 5, Владимир, 1896); Д. Афанасьев, "Руководство по предмету Свящ. Писания. Книги законоположительные Св. Писания Ветхого Завета" (Ставрополь, 1888).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. прообраз — -а, м. 1. То, что служит, послужило образцом для чего-л., образ будущего. Наше отечество лучше других потому, что оно есть спасительный прообраз людского общества. Леонов, Рассуждение о великанах. Малый академический словарь
  2. прообраз — Про/о́браз/. Морфемно-орфографический словарь
  3. прообраз — орф. прообраз, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Прообраз — См. Образец, пример, прообраз. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. прообраз — Предзнаменование, предуказание в будущем подобного тому, что совершается в данное время. Краткий церковнославянский словарь
  6. прообраз — см. >> образец, пример Словарь синонимов Абрамова
  7. прообраз — ПРООБРАЗ, а, м. (книжн.). 1. То, что служит образцом для чего-н., образ будущего. П. современного города. 2. То же, что прототип. Толковый словарь Ожегова
  8. прообраз — ПРО’ОБРАЗ, прообраза, ·муж. (·книж. ·торж. ). Образ, образец будущего. «В героях воздуха, моря и Арктики, в героях борьбы со стихиями, ряды которых растут на наших глазах, мы видим прообраз героев борьбы против любого врага ·СССР.» Молотов. Толковый словарь Ушакова
  9. прообраз — ПРООБРАЗ -а; м. 1. То, что служит, послужило образом для чего-л., образ будущего. П. нового общества. П. совершенного города. 2. Лицо, послужившее основой для создания литературного персонажа; прототип. Кто послужил прообразом героини? Толковый словарь Кузнецова
  10. прообраз — прообраз I м. 1. То, что служит, послужило образцом, образом для чего-либо. 2. Образ будущего. II м. Тот, кто послужил автору образцом для создания литературного персонажа; прототип. Толковый словарь Ефремовой