Проза

Характеристика П. как особого склада мысли и речи, в известных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статье Поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой; противоположение научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг. Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не заботясь о том, что, собственно, делает ее действительностью, и даже намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно идеализированное целое. П., напротив, доискивается в действительности именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним связана; связав затем отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О различии организмов etc."). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с точки зрения различия субъективности и объективности — разница здесь только в степени, — ни с точки зрения их влияния на чувство — эстетический и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П., — ни с точки зрения их материала — мир ирреальный в некоторых своих построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы математические учения о многомерных пространствах, более далеких от того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления самого необузданного поэта-фантаста. Ввиду этого сходства поэзии и П. и по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный) невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души, воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении, выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы — вместе с иным пониманием слова поэзия — проводит между ними более определенное различие: это — отождествление поэзии со стихами, которое, собственно, и подало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речь, свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем и словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и художественные романы, и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т. е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так "свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько попытки дать П. стихотворный ритм (так называемая "рубленая П."), действующие самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование — летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история; описание — ученое и художественное, путешествие; рассуждение — аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская — политическая, судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из логики, остальное — мертвое наследие старинной риторики.

Ар. Г.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Проза — (лат. prosa) 1) художественные и нехудожественные (научные, философские, публицистические, информационные) словесные произведения, в которых отсутствует наиболее общий признак поэтической речи (разбивка на Стихи). Большая советская энциклопедия
  2. проза — -ы, ж. 1. Нестихотворная речь. Радищев писал лучше стихами, нежели прозою. Пушкин, Александр Радищев. Кольцов совершенно увлекся стихотворством и даже почти перестал читать книги, написанные прозою. Добролюбов, А. В. Кольцов. || Нестихотворная литература. Малый академический словарь
  3. Проза — ПРОЗА — см. Поэзия и проза. Литературная энциклопедия
  4. проза — Про́з/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. проза — орф. проза, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. проза — ПРОЗА ы, ж. prose f. <, лат. prosa. 1. Не организованная ритмически речь. БАС-1. Пьяные мужики и экскременты разных животных находятся в натуре; но я не пожелал бы читать живого оных описания ни в стихах, ни в прозе. 1787. А. А. Петров — Карамзину. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Проза — ПРОЗА см. Поэзия и проза. Словарь литературных терминов
  8. проза — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? прозы, чему? прозе, (вижу) что? прозу, чем? прозой, о чём? о прозе 1. Проза — это разновидность художественной речи — нестихотворная повествовательная речь. Пробовать себя в прозе. Толковый словарь Дмитриева
  9. проза — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где prose < лат. prosa, эллипсиса prosa oratio «свободная речь» (в отличие от стихотворной, организованной, т. е. ограниченной определенным ритмом). Этимологический словарь Шанского
  10. проза — ПРОЗА -ы; ж. [лат. prosa] 1. Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэзия). Пробовать себя в прозе. Писать прозу. 2. Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп. Толковый словарь Кузнецова
  11. проза — • Мертвая (Буренин). • Скучная (Потапенко). Словарь литературных эпитетов
  12. проза — ПРОЗА, ы, ж. 1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой. 2. перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни. | прил. прозаический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  13. проза — ПР’ОЗА, прозы, мн. нет, ·жен. (·лат. prosa). 1. Нестихотворная литература; ант. поэзия. Писать прозой. «Над ними надписи и в прозе и в стихах.» Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина. | Вся практическая, не художественная литература (·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  14. проза — Это слово, называющее нестихотворную литературу, является заимствованием из французского, где prose восходит к латинскому prosa. Этимологический словарь Крылова
  15. проза — ПРОЗА ж. греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, противопол. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой. Толковый словарь Даля
  16. проза — Прозы, мн. нет, ж. [лат. prosa]. 1. Нестихотворная литература; противоп. поэзия. || Вся практическая, не художественная литература (устар.). 2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. Большой словарь иностранных слов
  17. ПРОЗА — ПРОЗА (от лат. prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Большой энциклопедический словарь
  18. проза — проза ж. 1. Ритмически не организованная речь. 2. Нестихотворная литература. 3. перен. разг. Скучное однообразие; повседневность, будничность. Толковый словарь Ефремовой