Припев

Партия хора при исполнении песни. Как поэтическая форма, П. встречается всюду и есть остаток древнего антифонно-хорического исполнения песен (см. Песня). Мы встречаем его не только в поэзии светской, но и в церковной, куда он проник, очевидно, из народного обихода вместе с параллелизмом исполнения (ср., например, антифоны). Народной поэзии обязана припевом и так называемая искусственная поэзия, где употребление его несколько более сложно, чем в народной песне. Древнейшее исполнение обрядовой песни, распространившееся и на песни других категорий, было хоровое; но с усилением в ней драматического элемента появился диалог, и хоровое исполнение обратилось в антифонно-хорическое. Песня пелась так, что второй полухор подхватывал партию первого и отвечал ему параллельной по смыслу репликой. Повторяемая часть стиха, захват, являлся, таким образом, припевом по отношению к предыдущему стиху или музыкально-поэтической фразе. Это и есть древнейшая форма П. Типически подобное исполнение наблюдается в пении финских певцов. Они поют вдвоем: каждый подпевает сперва своему товарищу и затем уже продолжает нить повествования. Так, нижеприведенная пара стихов из Калевалы поется следующим образом:

Тут поднялся Вейнемейнен,

Стал ногами на прибрежье...

Тут поднялся Вейнемейнен

Тут поднялся Вейнемейнен

Стал ногами на прибрежье...

Когда среди исполнителей песни стали выделяться благодаря своему музыкально-поэтическому таланту отдельные личности, то в их руки перешел живой текст песни вместе с захватом. Роль хора стала второстепенной; она сводилась к поддержке солистов. По привычке к антифонному исполнению хор отвечал певцу, но ответ этот носил характер простого перепева или подхвата: хор повторял пропетое запевалой. Таким образом получилось два П., точнее — П. и захват, или П. внешний и внутренний. С момента выделения и усиления личного начала в исполнении (запевал) значение хора начинает соответственно падать; он обращается постепенно в музыкальное орудие. Оба упомянутые выше полухора слились в один хор, подпевавший запевалам. В репликах этих последних сохранялись еще следы параллелизма смыслового (психологического) и хорического, но в партиях хора параллелизм уцелел только в форме хорической. Последним этапом развития личного певца была замена двух солистов одним, на которого и легла вся тяжесть исполнения песни. Партия хора должна была еще более отойти на задний план; она вскоре отвердела, и прежний подвижный П., повторявший последнюю музыкально-поэтическую фразу, обратился в постоянный, повторявший одну и ту же фразу, а затем в музыкальный; на этой последней стадии развития П. центр тяжести лежал на музыкальной фразе, а не на словах, почему П. заимствовались из других песен или же составлялись из отдельных восклицаний (вроде: ой люли, люли, люли и т. п.).

Литература. Jeanroy, "Les origines de la poës. lyr. en France", и рецензию G. Paris; энциклопедии H. Paul'я и G. Gröber'a; "Kritischer Jahresbericht für romanische Philologie"; Шафранов, "О складе русской песни"; Мельгунов, "Песни"; Сокальский, "Русск. нар. музыка"; Vigfusson, "Corpus poëticum boreale"; Child, "Popular ballads"; R. Cornely, "Introductio in Vet. Test. libros sacros"; G. Bickell, "Carmina veteris testamenti metrice"; R. Meyer, "Die altgermanische Poesie"; Geijer, "Svenska folkvisor". См. также Лирика.

В. Ш.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Припев — Часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне — хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для... Большая советская энциклопедия
  2. припев — -а, м. 1. Часть песни, повторяемая в неизменном виде после каждого куплета; рефрен. Он не помнил точно слов песни. Он помнил хорошо только ее припев и повторял его несколько раз. Бубеннов, Белая береза. 2. устар. Малый академический словарь
  3. Припев — Вторая часть куплетной песни типа "запев — припев". В отличие от запева, текст к-рого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. Музыкальная энциклопедия
  4. припев — При/пе́/в/. Морфемно-орфографический словарь
  5. припев — орф. припев, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. припев — ПРИПЕВ, а, м. Часть песни, повторяемая после каждого её куплета. Весёлый п. Толковый словарь Ожегова
  7. припев — ПРИП’ЕВ, припева, ·муж. Хоровой аккомпанемент к песне; слова, повторяемые после каждого куплета песни. Толковый словарь Ушакова
  8. припев — ПРИПЕВ -а; м. Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета; рефрен. Весёлый п. Мелодия припева. Петь хором п. Запомнил только п. Повторять п. Песня с припевом. Толковый словарь Кузнецова
  9. припев — См. припевать Толковый словарь Даля
  10. ПРИПЕВ — ПРИПЕВ — часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне — хором после сольного запева; обычно припев поется на один и тот же текст. Большой энциклопедический словарь
  11. припев — припев м. 1. Слова песни, повторяемые после каждого куплета. || перен. разг. То, что постоянно повторяется, о чём постоянно говорят. 2. устар. То же, что напев Толковый словарь Ефремовой